Риск менеджмент в странах бенилюкса. Место и роль бенилюкса в международных экономических отношениях. Моделирование процесса риск-менеджмента

Особенности риск-менеджмента

В конце $XX$ века произошел резкий переход к новому риск-менеджменту, предусматривающему комплексный анализ рисков всех без исключения подразделений, а также направлений деятельности компании. До этого управление рисками даже на самых передовых зарубежных предприятиях стремилось к обособленности. Управление технологическими, страховыми, финансовыми, экологическими рисками было автономным, сосредотачивалось в разных подразделениях. Соответственно, не было координации в области риск-менеджмента, новые риски выявлялись со значительным опозданием.

Сегодня большинство компаний-лидеров использует новую модель управления рисками – риск-менеджмент в рамках всего предприятия (ERM). Его еще называют «комплексным риск-менеджментом».

Ведущие специалисты FERMA говорят о том, что риск-менеджмент защищает компанию и способствует ее капитализации за счет:

  • системного подхода, который позволяет планировать и реализовывать долгосрочную деятельность компании;
  • улучшения процесса стратегического планирования и принятия решений за счет понимания структуры бизнес-процессов, изменений происходящих в окружающей среде и потенциальных возможностей, угроз для компании;
  • вклада в наиболее эффективное использование и размещение капитала, ресурсов компании;
  • снижения уровня неизвестности не очень критических моментов деятельности компании;
  • защиты имущественных интересов фирмы, улучшения ее имиджа;
  • создания корпоративной базы «знаний» и повышения квалификации сотрудников;
  • оптимизации бизнес-процессов.

Построение риск-менеджмента по международным стандартам

Замечание 1

Глобальный стандарт ISO31000:2009 - «Менеджмент риска принципы, рекомендации», ISO31010:2009 «Менеджмент риска техники оценки риска», ISO/IEC73:2009 «Менеджмент риска - терминология» описывают процесс построения риск-менеджмента систематически и логически в деталях.

Для продвижения менеджмент риска компании в соответствии с ISO31000:2009 следует реализовать пять пунктов:

  • изменить понятия для риска и менеджмента риска;
  • принять « процесс менеджмента риска»;
  • принять «систему менеджмента риска»;
  • оценить зрелость системы риск-менеджмента и разработать план для внедрения и сохранения движения системы риск-менеджмента.

Изменение понятий для риска и риск-менеджмента требуется, потому что очень сложно осуществить эффективный риск-менеджмент в компании, если у руководства нет понимания риска и способов как им необходимо управлять.

Определение 1

В ISO/IEC73 риском признается эффект неопределенности при достижении цели.

ISO31000 нацелен на риски, являющиеся неопределенностью, находящейся между нашими целями и нами. Данная концепция очень проста и важна для руководителей и менеджеров. Такая концепция подразумевает нисходящий подход, при котором риск-менеджмент является ключевым процессом, позволяющем компании определить и достигнуть поставленных целей. Риск не является ни положительным, ни отрицательным явлением. Это просто риск. А вот его последствия могут быть как отрицательными, так и положительными. Главная цель риск- менеджмента заключается в анализе причин риска для того, чтобы увеличить размер и вероятность положительного последствия и сократить размер и вероятность отрицательного и вредного последствия.

Если менеджмент не осознает эти важные понятия для риска и риск-менеджмента, то никаких реальных успехов не может быть достигнуто во внедрении стандартов.

В стандарте ISO31000 описан процесс риск-менеджмента для управления всеми формами риска.

Договор об образовании Экономического союза Бенилюкс (Benelux Economic Union) был подписан в Гааге 3 февраля 1958 г. и вступил в силу 1 ноября 1960 г. Он обобщил нормы, которые выра­батывались с 1948 г., когда начал функционировать таможенный союз трех государств. За ним последовали и другие договоры:

о свободном передвижении лиц по территориям трех государств и переносе пограничного контроля на их внешние границы (1960 г.);

протокол о полной отмене пограничного контроля между тремя странами и Конвенция об унификации таможенной территории Бе­нилюкса (1969 г.);

введение в действие документа о товарообмене внутри Бенилюкса (1984 г.) и др.

Государства-члены - Бельгия, Люксембург, Нидерланды.

Местонахождение - Брюссель (Бельгия).

Основными целями Бенилюкса являются:

свободное движение товаров, услуг, капитала и лиц, т.е. ликвида­ция в торговле между странами-участницами таможенных пошлин, количественного контингентирования, а также иных ограничений; устранение экономических и финансовых препятствий, мешающих свободной циркуляции услуг на территории Бенилюкса; устранение препятствий, мешающих свободному перемещению капитала между странами Бенилюкса; свободное передвижение граждан стран Бени­люкса из одной страны в другую без паспорта и визы, постоянное проживание, найм на работу, пользование системой социального страхования без какой-либо дискриминации, применение той же налоговой системы, которая действует в отношении граждан страны, на чьей территории данное лицо пребывает (каждая из сторон гарантирует своим гражданам исключительное право работы на своей территории в государственных учреждениях и в некоторых профес­сиях);

координация экономической, финансовой и социальной поли­тики;

проведение единой внешнеторговой и внешнеэкономической по­литики по отношению к третьим странам, прежде всего установле­ние единых таможенных пошлин в отношении третьих стран.

Бенилюкс имеет следующую структуру:

Комитет министров;

рабочие группы;

Совет Экономического союза;

комиссии;

генеральный секретариат;

объединенные службы;

Межпарламентский консультативный комитет;

Консультативный совет по экономическим и социальным вопро­сам;

арбитражная коллегия;

судебная палата.

Комитет министров, состоящий из трех министров иностранных дел, является высшим органом (несколько заседаний в год). Он конт­ролирует выполнение условий Договора о создании Бенилюкса и при­нимает решения в рамках предоставленных ему Договором полно­мочий (постановления, рекомендации, директивы, конвенции).

На заседаниях рабочих групп встречаются отраслевые министры. Если рабочая группа в определенной сфере деятельности создана по решению Комитета министров, то ее решения обладают той же политической и юридической силой, что и решения Комитета ми­нистров.

Совет Экономического союза является исполнительным органом, координирует деятельность различных комиссий и подчинен коми­тету министров.

На основе Договора о создании Бенилюкса были образованы комиссии и специальные комитеты по различным областям (внешне­экономические связи, валютно-финансовые вопросы, промышлен­ность и торговля, сельское хозяйство, продовольствие и рыболовство, таможенные и налоговые вопросы, транспорт, социальные вопросы, свободное передвижение и поселение лиц, вопросы юстиции, координирование статистики, сравнение бюджетов государственных и негосударственных органов, здравоохранение, малые и средние предприятия, туризм, муниципальное планирование, окружающая среда, энергетика, сотрудничество в административной и юридичес­кой сферах).

Во главе генерального секретариата стоит коллегия генеральных секретарей; состоящая из генерального секретаря (согласно договору он должен являться гражданином Нидерландов) и двух его замести­телей. Политическая роль генерального секретариата значительно вы­росла. С 1975 г. коллегия генеральных секретарей получила права законодательной инициативы при принятии директив.

Объединенным службам поручается выполнение специальных за­дач, например в области товарных знаков и дизайна.

Межпарламентский консультативный совет состоит из депутатов парламентов: по 21 из Бельгии и Нидерландов и 7 из Люксембурга. При их назначении учитывается степень влияния политических течений в трех странах. Совет принимает рекомендации для прави­тельств стран-участниц. Совет полномочен решать не только эконо­мические проблемы, но и вопросы политического сотрудничества.

Консультативный совет по экономическим и социальным вопросам состоит из 27 представителей экономических и социальных органи­заций трех стран (Бельгия - Центральный экономический совет и Национальный совет труда; Люксембург - Экономико-социальный совет; Нидерланды - Социально-экономический совет).

Для решения спорных вопросов, возникающих между государст­вами-членами в связи с выполнением договора или конвенций, образована арбитражная коллегия.

Судебная палата создана для содействия единому толкованию совместно принятых правовых норм. Она наделена тремя видами полномочий: судебными, консультативными и судебными полномо­чиями по делам государственных чиновников.

Интеграционные процессы в странах Бенилюкса начались еще после первой мировой войны.

Договор о создании Бельгийско-Люксембургского экономичес­кого союза (БЛЭС) был подписан 25 июля 1921 г. и вступил в силу 1 мая 1922 г. Он предусматривал ликвидацию таможенных пошлин, количественного контингентирования и других препятствий в тор­говле между этими странами, а также установление единого таможен­ного тарифа в отношении третьих стран и свободную циркуляцию услуг между Бельгией и Люксембургом.

В 1930-1932 гг. предпринимались попытки экономического сбли­жения БЛЭС и Нидерландов. В частности, 18 июля 1932 г. Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали Конвенцию, предусматрива­ющую стабилизацию с последующей ликвидацией таможенных пошлин во взаимных торговых оборотах. Однако последствия эко­номического кризиса и давление ряда стран во главе с Великобританией свели на нет эти усилия и положения Конвенции не были реализованы.

21 октября 1943 г. эмиграционные правительства Бельгии, Нидер­ландов и Люксембурга, находящиеся в Лондоне, подписали валют­ное соглашение с целью регулирования взаимных платежей в после­военный период и укрепления экономических отношений между ними (вступило в силу 24 мая 1946 г.).

5 сентября 1944 г. правительства трех стран подписали в Лондоне Таможенную конвенцию, дополненную и уточненную Протоколом от 14 марта 1947 г., которая вступила в силу с 1 января 1948 г. С этой даты торговля между странами Бенилюкса была освобождена от всех пошлин, а в отношении третьих стран был введен единый, самый низкий в Западной Европе внешний таможенный тариф.

В соответствии с Конвенцией и Протоколом были созданы Ад­министративный таможенный совет, Совет Экономического союза, Совет торговых соглашений, а с марта 1947 г. в Брюсселе учрежден генеральный секретариат. Следующим этапом было подписание 15 октября 1949 г. Договора о предварительном экономическом сою­зе, который предусматривал дальнейшую либерализацию торговли между странами-участницами путем ликвидации количественных и иных ограничений, координацию торговой и валютной политики.

В 1950-1953 гг. интеграционные процессы в странах Бенилюкса замедлились в связи с экономическим кризисом, охватившим эти страны.

24 июля 1953 г. в Гааге три страны подписали Протокол об уско­рении процесса координации экономической и социальной поли­тики.

9 декабря 1953 г. они подписали Протокол о проведении единой торговой политики в отношении импорта и экспорта в торговле с третьими странами. Подписание этого Протокола имело большое значение для торговли импортными товарами внутри стран Бенилюкса. Впоследствии положения Протокола о единой торговой политике полностью вошли в текст договора об Экономическом союзе Бени­люкс.

8 июля 1954 г. было подписано Соглашение о свободном движе­нии капитала между тремя странами, а в мае 1955 г. - Соглашение о постепенном урегулировании сельскохозяйственной политики.

В июне 1956 г. подписан Протокол о свободном передвижении рабочей силы и единой политике в сфере социального страхования.

С 1956 г. страны Бенилюкса начали совместно заключать торго­вые договоры с третьими странами.

По мере развития Бенилюкса возникла необходимость сформу­лировать в едином документе методы и формы сотрудничества и за­фиксировать достигнутые результаты. Создание ЕЭС ускорило эту работу. В связи с возникновением новой международной группиров­ки странам Бенилюкса было необходимо определить будущее своего собственного Союза, что и привело их к подписанию Договора об Экономическом союзе 3 февраля 1958 г. По мнению секретариата Бенилюкса, сохранение этого Союза, несмотря на создание ЕЭС, куда вошли все три страны Бенилюкса, вызвано следующими соображениями:

· ликвидация Бенилюкса свела бы на нет результаты долгих лет сотрудничества;

· существование Бенилюкса является гарантией стабильного по­ложения для трех стран;

· малые страны Бенилюкса добьются более быстрых и значи­тельных результатов в рамках трехстороннего сотрудничества, чем в рамках ЕЭС;

· приобретенный опыт в создании Экономического союза Бе­нилюкс имеет большую ценность для осуществления Договора о ЕЭС;

· три малые страны должны составлять прочное единство, что­бы интегрировать Бенилюкс в ЕЭС на наиболее выгодных усло­виях.

В статье 223 Договора о создании ЕЭС оговорено: «Положения настоящего Договора не являются препятствием для существования и завершения региональных союзов между Бельгией и Люксембургом, а также между Бельгией, Люксембургом и Нидерландами в той мере, в какой цели этих региональных союзов не достигнуты за счет применения настоящего Договора».

25 марта 1957 г. Франция, ФРГ, Италия и страны Бенилюкса под­писали Договор о создании ЕЭС.. В середине июля 1957 г. началась работа над проектом договора об экономическом союзе Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Договор был подписан 3 февраля 1958 г. в Гааге. Одновременно с ним было подписано Соглашение о пере­ходном периоде.

Парламентские дебаты в процессе ратификации Договора выявили серьезные разногласия по вопросу о сельскохозяйственном рынке, что задержало его вступление в силу до 1 ноября 1960 г. В процессе ратификации с 1 июля 1960 г. был ликвидирован контроль за пере­движением лиц между странами Бенилюкса. 19 сентября 1960 г. была подписана, а с 1 октября 1963 г. вступила в силу Конвенция, регули­рующая права граждан стран Бенилюкса, пребывающих на террито­рии других стран-участниц. Эта Конвенция предусматривала свобо­ду проживания граждан одной страны на территории другой страны Союза при подтверждении наличия средств существования в этой стране.

Деятельность Экономического союза Бенилюкс была наиболее активна до создания ЕЭС, в которое с 1 января 1958 г. вошли все три страны. Впоследствии многие трудноразрешимые в рамках Бенилюкса проблемы решались на уровне ЕЭС,

Все препятствия к свободному передвижению товаров между тре­мя странами, включая сельскохозяйственную продукцию, были уст­ранены к 1 июля 1968 г. в рамках ЕЭС. Свободное перемещение то­варов, капитала и услуг было достигнуто к 1 января 1974 г. Большим достижением Союза является проведение единой торговой полити­ки в отношении третьих стран.

Страны Бенилюкса участвуют в деятельности Европейских сооб­ществ по возможности единым блоком, где выступают за расшире­ние наднациональных прав Комиссии Европейских сообществ и Европейского парламента, и являются членами ряда других западно­европейских и международных организаций.

- 706.00 Кб

Введение

1.3.Общая характеристика динамики населения

1.4 Государственное устройство стран Бенилюкса

1.5 Промышленный сектор

1.6 Агропромышленный сектор

2 Место и роль Бенилюкса в международных экономических отношениях

2.1 Этапы становления стран Бенилюкса как экономического союза

2.2 Структура внешней торговли

2.2.1 Экспорт

2.2.2 Импорт

2.3 Место и роль в ЕС

2.4 Россия и страны Бенилюкса

3 Статистический анализ занятости и безработицы

3.1 Анализ рынка труда

3.2 Расчет

Заключение

Использованная литература

Введение

Актуальность темы курсовой работы.

Начало XXI века характеризуется дальнейшим увеличением масштабов хозяйственной деятельности, расширением связей между различными странами, углублением международного разделения труда. Уже не осталось стран, которые не взаимодействовали бы между собой экономически, не были бы включены в систему производственных отношений и взаимозависимостей.

В настоящее время мировые экономические связи и процессы оказывают серьезное влияние на функционирование национальных экономик. В силу этого приобретает особое значение национальная внешнеэкономическая политика, ориентированная на выбор и развитие специализации страны на мировом рынке, защиту национального производителя от иностранной конкуренции, регулирование платежного баланса.

Международные экономические отношения представляют собой связи многочисленных хозяйствующих субъектов отдельных стран или их групп по поводу производства и обмена в международном масштабе разного рода объектами – товарами, услугами, капиталами и рабочей силы.

В результате в настоящее время значительный импульс получил процесс развития совместных с другими странами свободных экономических зон, предполагающих процессы торгово-экономической интеграции между участвующими странами.

Одно из таких интеграционных объединений – экономический союз стран Бенилюкса: Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Существование Бенилюкса является гарантией стабильного положения для этих трех стран, так как они добьются более быстрых и значительных результатов в рамках трехстороннего сотрудничества, чем в рамках Европейского Союза.

Место и роль стран Бенилюкса в мировой экономике изложены в работах В. В. Жирнова, И. П. Фаминского, Г. А. Шатохиной, А. Н. Перегородцева. Ряд ученых изучают экономические последствия деятельности интеграционных объединений в мире: Д. Тар, К. Гамильтон, А. В. Ивлев и др.

Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является изучение роли стран Бенилюкса в мирохозяйственных отношениях и статистический анализ занятости и безработицы в этих странах.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных экономистов в области международных экономических отношений, а также издания периодической печати и статистические справочники.

Объем и структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (20 наименований). Работа содержит 4 рисунка, 13 таблиц.

Геополитическое и экономическое положение стран Бенилюкса в мировом хозяйстве

1.1. Географическое положение стран Бенилюкса

Бенилюкс является экономическим союзом в Западной Европе, который включает в себя три соседних государства, расположенных в Северо-Западной Европе между Францией и Германией и омываемых водами Северного моря (Рисунок 1). Название - Бенилюкс - формируется из первых букв названий каждой страны – Бельгии, Нидерландов и Люксембурга.

Площадь территории Бенилюкса составляет 74 640 км², на которой в общей сложности проживает около 27 562 217 человек. Таким образом, страны Бенилюкса имеют плотность населения 369 человек на 1 км².

Рисунок 1 – Географическая карта Бенилюкса

Королевство Бельгия – одно из государств Бенилюкса (Рисунок 2).

Площадь 30,5 тыс. кв. км. На севере омывается Северным морем, длина береговой линии 66 км, на суше граничит на севере с Нидерландами, на востоке – с Германией и Люксембургом, на юге – с Францией. По рекам и каналам обеспечивается связь со странами Центральной и Западной Европы, выход к Северному морю благоприятствует участию в международной торговле.

Рисунок 2 – Бельгия. Столица – Брюссель.

В Бельгии выделяются три природных района: горы Арденны, низкие центральные плато и прибрежные равнины. Арденнские горы представляют собой западное продолжение Рейнских Сланцевых гор и сложены преимущественно известняками и песчаниками палеозоя. Вершинные поверхности сильно выровнены в результате длительной эрозии и денудации. В альпийскую эпоху они испытали поднятие, особенно на востоке, где находятся плато Тай и Высокий Фенн, превышающие 500–600 м на у.м. Высшая точка страны гора Ботранж (694 м) на Высоком Фенне. Реки, особенно Маас и его притоки, прорезали платообразные поверхности, и в результате образовались глубокие долины и всхолмленные междуречья, характерные для Арденн.

Низкие центральные плато протираются к северо-западу от Арденн через всю страну от Монса до Льежа. Средние высоты здесь 100–200 м, поверхность волнистая. Нередко границу между Арденнами и центральными плато приурочивают к узким долинам Мааса и Самбры.

Прибрежная низменность, простирающаяся вдоль берега Северного моря, охватывает территорию Фландрии и Кампина. В пределах приморской Фландрии это идеально ровная поверхность, защищенная барьером песчаных дюн и дамб от приливов и наводнений. В прошлом здесь располагались обширные болота, которые были осушены в средние века и превращены в пахотные угодья. Во внутренних районах Фландрии располагаются равнины высотой 50–100 м над у.м. Область Кампин, находящаяся на северо-востоке от Бельгии, составляет южную часть обширной дельты Мааса и Рейна.

Площадь Королевства Нидерландов – 41 526 кв. км (Рисунок 3). Граничит на востоке с Германией (577 км.), на юге – с Бельгией (450), северные и западные берега омываются Северным морем (береговая линия 451 км.). Часто страну называют Голландией по названию самой богатой и влиятельной из семи провинций, первоначально входивших в Республику Соединенных провинций Нидерландов в 16 в.

Поверхность страны плоская и низменная, поэтому на протяжении всей ее истории приходилось вести борьбу с морской стихией. Свыше половины площади страны (включая полосу осушки, подверженную воздействию приливов и отливов) находится ниже уровня моря. Голландцы отвоевали у моря немалые территории и создали процветающую промышленность и сельское хозяйство. Благодаря выгодному географическому положению Нидерланды стали одной из самых крупных торговых стран мира.

В состав Королевства Нидерландов, помимо основной территории в Европе, входят Нидерландские Антильские о-ва и о.Аруба в Вест-Индии.

Конституционная столица – Амстердам; резиденция правительства и королевы – Гаага.

При формировании ландшафтов Нидерландов важную роль играли особенности геологического строения. Страна находится в пределах Североморской низменности, включающей также часть Бельгии, северной Франции, северо-западной Германии, западной Дании и восточной Англии. Эти территории испытывают погружение, достигающее максимальных масштабов в Нидерландах. Этим объясняется преобладание низких абсолютных высот на бóльшей части страны и подверженность наводнениям. На формирование рельефа большое влияние оказало последнее материковое оледенение, во время которого на северо-востоке и в центральной части Нидерландов накапливались песчаные и галечниковые толщи, а к югу и востоку от Эйсселмера в краевой зоне ледникового покрова образовались невысокие напорные моренные гряды. В то же время за пределами области оледенения (на юге Нидерландов) быстрые реки Рейн и Маас отложили мощные песчаные толщи. Временами, когда уровень моря понижался, эти реки вырабатывали более глубокие русла; при этом формировались речные террасы и невысокие междуречья, характерные для южных провинций. По окончании ледникового периода на побережье страны образовались песчаные дюны, а за ними – обширные мелководные лагуны, которые постепенно заполнялись аллювиальными и морскими отложениями; впоследствии там возникли болота.

Рисунок 3 – Королевство Нидерланды.

В настоящее время ниже уровня моря расположено более половины территории страны (33,9 тыс. кв. км), включая почти все западные земли – от провинции Зеландия на юго-западе до провинции Гронинген на северо-востоке. Бóльшую их часть голландцы начали отвоевывать у моря еще в 13 в. и сумели превратить в продуктивные пахотные угодья. Участки болот и мелководий были огорожены дамбами, вода откачивалась вначале с помощью энергии ветряных мельниц, а позднее паровыми и электрическими насосами. Уровни крупных рек страны в их нижних течениях нередко располагаются выше окружающих междуречий, сложенных рыхлыми осадками, и естественной защитой от наводнений являются береговые валы, которые укрепляют дамбами. С высоты птичьего полета осушенные территории, называемые польдерами, представляют собой сложную мозаику с многочисленными канавами и каналами, разделяющими поля и обеспечивающими сток.

С 1927 в Нидерландах началось осуществление крупного гидротехнического проекта по осушению залива Зёйдер-Зе. К 1932 было завершено строительство основной дамбы длиной 29 км, которая пересекла этот залив на участке между провинциями Северная Голландия и Фрисландия. В последующие пять лет выше этой дамбы образовалось пресноводное озеро Эйсселмер, которое намечалось осушить. В первую очередь был создан польдер Вирингермер на северо-западе, затем – Уркерланд на северо-востоке. Таким же способом были осушены территории Восточного и Южного Флеволанда. В конце 1980-х годов завершилось осушение Маркерварда. После полного окончания проекта у моря будет отвоевано свыше 60% исходной площади Эйсселмера.

Еще один проект под названием «Дельта», законченный в 1986, предназначался главным образом для защиты внешних частей дельты Рейна и Мааса с многочисленным островами от наводнений. Этот проект приобрел особое значение после катастрофы 1953, когда во время шторма в Северном море были разрушены береговые дамбы и затоплена бóльшая часть дельтовых низменностей. В ходе осуществления проекта все рукава дельты были перегорожены дамбами, соединившими острова. Исключение составил только рукав Восточная Шельда, по которому проходит морской путь в порт Антверпен (Бельгия). В настоящее время в Нидерландах рассматривается проект строительства дамб между Западно-Фризскими о-вами, которые окаймляют северное побережье страны. При этом мелководное Ваттовое море (Ваддензе), простирающееся между этими островами и материком, тоже будет осушено.

В 1990-х годах стратегия гидротехнических и мелиоративных работ, насчитывавших тысячелетнюю историю, существенно изменилась. Теперь планируется превратить ок. 240 тыс. га, или примерно 1/10 всех сельскохозяйственных угодий страны, в леса, луга и озера с целью охраны окружающей среды.

Значительная часть территории Нидерландов расположена выше уровня моря. Это песчаные береговые дюны, плоские и слабохолмистые равнины преимущественно на востоке и юге страны, а также меловое плато, расчлененное глубокими речными долинами, на крайнем юго-востоке. Здесь находится самая высокая точка страны гора Валсерберг (321 м над у.м.).

Великое Герцогство Люксембург – государство Бенилюкса. Площадь 2586 тыс. кв. км. Население 422,5 тыс. человек (1997). Граничит на западе и севере с Бельгией, на востоке с Германией и на юге с Францией (Рисунок 4). Столичный город тоже носит название Люксембург, как и сопредельная провинция Бельгии, которая занимает бóльшую площадь, чем Великое Герцогство. С 1921 (за исключением периода германской оккупации в 1940–1945) Люксембург состоит в экономическом союзе с Бельгией. Страна входит в экономический союз Бенилюкс и Европейский союз (ЕС). Столица: Люксембург.

Рисунок 4 – Люксембург

Южная половина Люксембурга – Гутланд – представляет собой продолжение Лотарингского плато и характеризуется волнистым куэстовым рельефом. Здесь выражена система гряд и уступов, постепенно понижающихся к востоку. Преобладают культурные ландшафты. На севере страны, в Эслинге, занятом предгорьями Арденн, развит сильнорасчлененный рельеф с высотами до 400–500 м. Самая высокая точка – гора Бургплац (559 м). Самая крупная река Люксембурга – Сюр (Зауэр) – берет начало на территории Бельгии и течет на восток, затем после слияния с Уром на юго-восток и юг и впадает в Мозель. Альзет, южный приток Сюра, протекает через столичный город Люксембург и промышленные города Эш-сюр-Альзет, Мерш и Эттельбрюк.

1.2.Обеспеченность природными ресурсами и факторами производства

Почвы Арденн в Бельгии очень бедны гумусом и отличаются низким плодородием, что наряду с более холодным и влажным климатом мало способствует развитию земледелия. Леса, преимущественно хвойные, покрывают около половины площади этого района. Центральные плато, сложенные карбонатными породами, перекрытыми лёссом, располагают чрезвычайно плодородными почвами. Весьма плодородны и мощные аллювиальные почвы, покрывающие приморские низменности Фландрии. Неосушенные земли используются под пастбища, а осушенные являются основой диверсифицированного сельского хозяйства. Мощные глинистые почвы внутренних районов Фландрии в естественном состоянии бедны гумусом. На песчаных почвах Кампина до недавних пор в основном росли верещатники, и одна седьмая часть площади до сих пор покрыта естественными сосновыми лесами.

Бельгия обладает весьма благоприятными условиями для ведения сельского хозяйства; к ним относятся умеренные температуры, равномерное сезонное распределение осадков и длительный вегетационный период. Почвы во многих районах отличаются высоким плодородием. Наиболее плодородные почвы распространены в приморской части Фландрии и на центральных плато.

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение роли стран Бенилюкса в мирохозяйственных отношениях и статистический анализ занятости и безработицы в этих странах.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
- раскрытие сущности геополитического и экономического положения стран Бенилюкса в мировом хозяйстве;
-рассмотрение этапов становления стран Бенилюкса как экономического союза;
-изучение структуры внешней торговли;
-выявление места и роли в Европейском Союзе;
-определение содержания внешнеэкономических связей с Россией.
-характеристика и анализ рынка труда.

Содержание

Введение 4
Геополитическое и экономическое положение стран Бенилюкса в мировом хозяйстве 6
1.1. Географическое положение стран Бенилюкса 6
1.2.Обеспеченность природными ресурсами и факторами производства 12
1.3.Общая характеристика динамики населения 15
1.4 Государственное устройство стран Бенилюкса 18
1.5 Промышленный сектор 22
1.6 Агропромышленный сектор 31
2 Место и роль Бенилюкса в международных экономических отношениях 37
2.1 Этапы становления стран Бенилюкса как экономического союза 37
2.2 Структура внешней торговли 42
2.2.1 Экспорт 42
2.2.2 Импорт 44
2.3 Место и роль в ЕС 44
2.4 Россия и страны Бенилюкса 46
3 Статистический анализ занятости и безработицы 49
3.1 Анализ рынка труда 49
3.2 Расчет 51
Заключение 59
Использованная литература 61

Что такое риск менеджмент в применении к бинарным опционам? Давайте посмотрим на определение в википедии:

Риск менеджмент — это управленческие решения, призванные снизить вероятность возникновения неблагоприятного результата и минимизирующие возможные потери.

Что для нас «неблагоприятный результат»? Разумеется потеря депозита. О том, как с этим справиться математикой, мы уже знаем - это называется . Но как насчет психологического «снижения вероятности»?

Эмоциональное восприятие трейдинга

Есть одна очень важная вещь, которую нужно понять. Вдумайтесь в нее, пожалуйста:

Для нас эмоционально намного важнее убытки, чем доходы.

Поясню. Если вы заработали 100 долларов, эмоционально вы воспринимаете это куда спокойнее, чем когда эти 100 долларов теряете.

Почему? Потому что вы приходите в трейдинг, чтобы зарабатывать десятки/сотни тысяч долларов, не правда ли? Ведь вам нужны квартиры, машины и прочие яхты с островами. И когда вы заработали 100 долларов, подсознание говорит вам следующее:

100 долларов? Фи. Мне нужно 50 тысяч на новую машину. Что такое 100 долларов? Ничто. Ну приятно, чуточку, и все.

А что будет, если вы потеряете эти 100 долларов, особенно если вы небогатый человек, зарплаты еле хватает на основные потребности и вы пришли в трейдинг за быстрыми доходами?

Вам будет больно. Очень больно. Душа будет болеть, вы испытаете целую гамму разнообразных негативных чувств. И вы захотите избавиться от этого невыносимого ощущения как можно быстрее.

Вы наплюете на ММ, забудете о рисках, вы, вне себя от сильной эмоции, страдая от потерь, будете ставить все, чтобы отыграться. И потеряете весь депозит.

Одного мани-менеджмента здесь недостаточно, эмоции в нас слишком сильны. Поэтому на помощь на придет психологический риск-менеджмент.

Инструменты риск-менеджмента

В классической теории есть четыре метода риск менеджмента:

  • метод отказа (отказ от слишком рискованной деятельности);
  • метод снижения (профилактика и диверсификация);
  • метод передачи (передаем рискованные функции на сторону);
  • метод принятия (достаточные резервы).

Часть из них, как видим, выполняются мани-менеджментом. Скажем:

  • метод отказа - мы не рискуем более 5% от депозита;
  • метод принятия - при достаточном депозите и ММ 1% и меньше, у нас достаточные резервы для торгов.

Метод передачи - это торговля роботами, что отчасти снимают с нас психологический груз. Ибо деньги теряешь как бы не ты, а твой робот. Вот ведь, негодник. Впрочем, когда он их зарабатывает, это делает его крайне хорошим роботом.

Создать своего робота для бинарных можно в МТ (язык MQL) у , ну а король тут , с их занятной платформой для создания ботов любой сложности прямо в интерфейсе. В форексе же их можно создавать вообще везде.

И наконец, метод снижения - мы диверсифицируем наш инструментарий, адаптируя торговую систему под разные рыночные условия.

3 правила психологического риск менеджмента

Что делать с депозитом - понятно, но что придумать с эмоциями? Они же такие… эмоциональные. Бурные, непредсказуемые. В трейдинге психологические ловушки подстерегают нас на каждом углу, будь-то либо неудержимая попытка отыграться.

Чтобы помочь себе, нам нужен аналог ММ, только с точки зрения психологии. И в бинарных опционах есть такой метод. Он создается и адаптируется под себя, поэтому я опишу свой вариант:

  1. Остановка торгов на несколько часов/день после 3-4 неудачных сделок подряд.
  2. Затем 2-3 положительных сделки на , или графике.
  3. Возврат к реальным торгам.

Правила простые? Очень. Они также крайне эффективны. Но вы не представляете, до чего сложно большинству им следовать. Почему?

Нестерпимо хочется отыграться

Что делает новичок, потерявший деньги в трех-четырех неудачных сделках подряд? Вот спросите себя - что сделаете вы?

Вам больно, душевно плохо от потери денег. Их и так не хватает, а вы потеряли еще больше. Это душит, это настолько мерзкое, противное, тошнотворное чувство… как от него избавиться, быстро? Немедленно, прямо сейчас?

Правильно - отыграться. Воспринять трейдинг как игру. А теперь скажите мне вот что:

Вы 3 раза подряд были неправы. Вы - не понимаете рынок. С чего вы взяли, что следующие сделки будут удачными?

С чего? Вы вовсе не уверены. Вам просто эмоционально плохо, ребенок внутри вас рыдает и хочет свою игрушку обратно. Вам хочется опять вернуть цифры на депозите. Вот и все ваши мотивации. Единственный шанс спастись в этой ситуации - остановиться, прекратить этот психологический мазохизм и строго-настрого запретить себе терять еще больше.

Не сможете? Значит рынок победил. А вы проиграли. Профессионалы умеют мириться с потерями. Любители - нет.

Психологический стоп-лосс

В форексе так делают стоп-лоссом. Когда цена идет против вашего прогноза и доходит до определенного уровня, сделка закрывается. Все. Вы в убытке. Но фиксированном — потеряв немного, вы спасли большее. Потеряв часть депозита, вы спасли оставшееся.

В бинарных сумма потери - изначально фиксированная, поэтому и стоп-лосс психологический. После 3-4 неудач подряд нужно остановиться.

Большинство этого не умеет. Но это и отличает профессионала от новичка. Профи знает, что на рынке деньги теряются всегда. Даже если ты работаешь 10 лет, ты все равно деньги теряешь - просто учишься принимать это и, используя свои умения, делаешь так, чтобы зарабатывать больше, нежели потерял. Задача профессионала - вытягивать математическое ожидание сделок в свою пользу.

За убытками всегда следуют прибыли, опять убытки и так по кругу. И если ты в убытках - важно сделать так, чтобы убыточный марафон остановился.

Психологический стоп-лосс дает такую возможность. После 3-4 неудач подряд вы:

  • останавливаете торги на срок не менее часа;
  • пару часов вообще не подходите к графику, чтобы эмоционально успокоиться;
  • разбираете ошибки, записываете их в трейдерский дневник;
  • спустя несколько часов, делаете несколько прогнозов просто по графику (например, );
  • И только после 2-3 удачных прогнозов подряд, возвращаетесь к работе с реальными средствами.

Это - универсальное, мощное правило. Но следовать ему тяжело - ведь вам придется, психологически, смириться с убытком. Однако, у вас нет шансов это делать, если вы не научились принимать тот простой факт, что вы не умнее рынка и потери будут случаться регулярно.

Если вы хотите уберечь себя от математических последствий - в вашем распоряжении мани-менеджмент. Спасти же психику и, отсюда, депозит, поможет психологический риск-менеджмент.

Вы можете придумать свои вариации, но остановка торгов (стоп-лосс) должна быть обязательно, без исключения. В этом вся суть «профилактики риска» — вы останавливаетесь, когда плохо, чтобы не стало еще хуже. Намного хуже. Ибо несоблюдение этих правил убивает не только ваш депозит, но и вашу веру в себя.

Риск- и мани-менеджмент — единственное, что стоит на страже вашего депозита

Тесный союз риск и мани-менеджмента позволит утихомирить вашу жадность и эмоции. Все это поможет вам, достаточно быстро, выйти на этап стабильного депозита, который весьма сложно потерять. Депозит буквально становится «железобетонным», он стоит на месте и не теряется ( развития трейдера).

Это не означает устойчивых прибылей, но вы вообще забудете, что это такое, потерять весь депозит на эмоциях. Обычно к этому приходят спустя несколько месяцев торгов. А большинство к риск- и мани-менеджменту не приходит никогда - отсюда и такой мизерный процент успешных трейдеров.

  • Назад:
  • Вперед:

Риски и риск-менеджмент в системе международных бизнесотношений 1. Сущность и классификация рисков в МБ. 2. Глобальные и страновые риски. 3. Риск-менеджмент в международных компаниях

РИСК - это - потенциальная возможность (опасность) наступления вероятного события или совокупности событий, вызывающих определенный материальный ущерб; - возможность недополучения прибыли или дохода; - угроза негативного воздействия внешних и внутренних факторов на достижение корпоративных целей компании. РИСК - изменение (или изменчивость) в управляемой системе или во внешней влияющей на нее среде, воспринимаемое субъектом управления как несущее неблагоприятные последствия.

Объективность риска Риск всегда проявляется в процессе экономической деятельности. Риск является интегрированным выражением как позитивных, так и негативных конечных результатов управленческой деятельности. При этом количественное выражение величины потерь или убытков следует рассматривать как цену риска, которую человек готов заплатить за возможность получить дополнительные доходы или прибыль. реальные управленческие ситуации всегда находятся в промежутке от безрисковой зоны и зоны абсолютного риска, т. е. в реальной управленческой деятельности всегда присутствует риск.

риски в той или иной степени всегда присутствуют во всех элементах и сферах деятельности внешней и внутренней среды организации. любые риски могут возникать, развиваться и функционировать только в пространстве и времени. любые риски обладают своим пространством и временем, то есть могут возникать лишь на ограниченной территории и в течение конечного отрезка времени. Время существования рисков не может быть бесконечно большим и не может равняться нулю.

Неизбежное существование рисков обусловлено следующими фундаментальными факторами: ограниченностью информации и знания, которыми может располагать субъект управления в каждый критический для него момент времени, что обусловлено непрерывным изменением внешней и внутренней среды; различиями в восприятии и понимании вещей, свойственными различным субъектам, а также неоднозначностью восприятия явлений одним и тем же субъектом, что обусловливает возможности интерпретации, приводящие в определенных ситуациях к несоответствиям и несогласованности целей или действий; несовершенством систем - технических или организационных, обусловленным как изменениями в самой системе, так и ошибками людей, их создающих и эксплуатирующих; объективной ограниченностью ресурсов (возможностей) любого индивидуума или организации.

Источники риска 1. Спонтанность природных процессов и явлений, стихийные бедствия. 2. Случайность. Вероятностная сущность многих социально-экономических и технологических процессов приводит к тому, что в сходных условиях одно и то же событие происходит неодинаково, т. е. имеет место элемент случайности. Это предопределяет невозможность однозначного предвидения наступления предполагаемого результата. 3. Наличие противоборствующих тенденций, столкновение противоречивых интересов. Проявление этого источника риска весьма многообразно: от войн и межнациональных конфликтов до конкуренции и несовпадения интересов. 4. Вероятностный характер НТП. Общее направление развития науки и техники может быть предсказано с определенной точностью, т. е. технический прогресс неосуществим без риска, что обусловлено его вероятностной природой. 5. Неполнота, недостаточность информации об объеме, процессе, явлении, по отношению к которому принимается решение, ограниченность человека в сборе и переработке информации, ее изменчивость. 6. Ограниченность, недостаточность материальных, финансовых, трудовых и других ресурсов принятии и реализации решений; 7. Несбалансированность основных компонентов хозяйственного механизма планирования, ценообразования, материально-технического снабжения, финансовокредитных отношений.

Классификации рисков: критерии 1. характер учета (сфера возникновения): внешние и внутренние; 2. причины (род опасности), вызывающие неблагоприятные события: техногенные, природные, смешанные; 3. основные факторы возникновения: политические, экономические, социальные, технологические; 4. характер деятельности, с которым связаны соответствующие риски – производственные, коммерческие, финансовые, логистические и т. п. ; 5. объекты, на которые направлены риски: имущество, жизнь и здоровье; 6. время возникновения – ретроспективные, текущие, перспективные; 7. характер последствий: чистые и спекулятивные; 8. сфера возникновения.

Стратегические риски - риски, связанные со стратегическими решениями при ведении бизнеса (выбор сферы деятельности, позиционирование фирмы на рынке, продуктовая стратегия, бренд (имидж) и т. д.): а) риск недостижения стратегических целей; б) риск принятия неправильных стратегических решений. Примеры внешних неопределенных факторов: конкуренция; изменения потребительских предпочтений; отраслевые изменения и т. д. Примеры внутренних неопределенных факторов: компетенция руководства, качество исследований, служащих основой для принятия стратегических решений и т. д. Операционные риски - риски, связанные с осуществлением бизнес-процессов и операций (операции бухгалтерского и управленческого учета, логистические операции, технологические процессы и т. д.): а) риски неправильной организации бизнес-процессов, технологических процессов и т. д. б) риски неправильного выполнения операций (ошибки, упущения, сбои и т. д.) Примеры внешних неопределенных факторов: изменения нормативов, регламентирующих отдельные виды деятельности (бухучет, транспорт, трудовое законодательство и т. д.) Примеры внутренних неопределенных факторов: компетенция руководства и исполнителей, трудовая дисциплина, внутренний контроль и т. д. Иногда операционные риски делят более подробно, например, производственные риски, риски обеспечения, сбыта и т. д.

Финансовые риски - риски, связанные с финансовым обеспечением бизнеса: а) риски изменения финансовой конъюнктуры; а) риски неправильного планирования и осуществления финансовой деятельности фирмы. Примеры внешних неопределенных факторов: изменение курсов валют, процентных ставок, ставок и условий кредитов и т. д. Примеры внутренних неопределенных факторов: компетенция сотрудников, отвечающих за финансовое обеспечение, структура портфеля и т. д. Юридические риски - риски, связанные с юридическим обеспечением бизнеса: а) риски контактов с государственными органами (регистрация, лицензирование, акционерные дела, претензии налоговых и антимонопольных органов, уголовные преследования и т. д.); б) риски гражданской ответственности, т. е. связанные с исками о причинении вреда со стороны третьих лиц, в т. ч. риски ответственности производителя; в) договорные риски, т. е. риски, связанные с ошибками и упущениями при оформлении договоров (невозможность защитить права фирмы). Иногда к юридическим относят все риски, связанные с изменением регулирования и нормативных документов, хотя, это не совсем удачно. Подобные изменения удобнее рассматривать как внешние причины реализации рисков, относящихся к соответствующей сфере деятельности предприятия (финансам, производству, логистики и т. д.). Естественные риски ("опасности") - чистые риски, имеющие внешние (не зависящие от предприятия) причины и присущие любому виду деятельности (природные риски (естественные опасности), риски техногенных катастроф и т. д.).

Карта глобальных рисков Это проект Всемирного экономического форума, запущенный в 2005 г. Глобальные риски – это риски, которые носят глобальный, масштабный, системный характер. В 2014 г. был выделен 31 глобальный риск в рамках пяти категорий: 1) Экономические 2) Окружающая среда 3) Геополитические 4) Социальные 5) Технологические.

1. 2. 3. 4. 5. 6. Топ-10 глобальных рисков 2014 Фискальные кризисы в ключевых экономиках Высокий уровень безработицы и неполная занятость Водные кризисы (дефицит) Неравенство в доходах Отказ от смягчения последствий климата и адаптации Огромные потери от экстремальных погодных явлений 7. Ошибки в глобальном управлении 8. Продовольственные кризисы 9. Несостоятельность ключевых финансовых механизмов 10. Глубокая политическая и социальная нестабильность

Риски и точки уязвимости 2015 Рост процентных ставок в США Неустойчивость роста в зоне евро Уязвимость экономик с развивающимися рынками Геополитические риски

Страновой риск Концепция странового риска возникла в 1960 -х и 1970 -х годах. В ее разработке активное участие принял банковский сектор мировой экономики, который именно в этот период столкнулся с проблемой оценки и измерения своей подверженности потерям при зарубежном кредитовании. Первоначально страновой риск определялся как вероятность того, что суверенное государство или независимые кредиторы в определенной стране не будут иметь возможности или желания выполнить свои обязательства по отношению к иностранным кредиторам и/или инвесторам. В 80 -е годы (начиная с 1982 г. – кризис в мексиканском заливе) понтие странового риска трнасформировалось. Так, в международном издании "International Risk Management" приводится следующее определение: "под страновыми рисками понимаются прямые убытки по материальным и/или финансовым активам, размешенным в данной стране, или непредвиденное снижение доходов по этим активам, обусловленные произошедшими в данной стране событиями макроэкономического, финансового или социально -политического характера, развитие которых не могли контролировать ни частные предприятия, ни отдельные лица" .

Структура странового риска В рамках общего странового риска различают: - некоммерческие, или политические, риски; - коммерческие риски, которые делятся в зависимости от уровня своего влияния: 1. На уровне государства – риск неплатежеспособности (sovereign risk), ассоциирующийся с предоставлением займов иностранным правительствам. 2. На уровне компаний – трансфертный риск (transfer risk) – риск того, что при проведении экономической политики отдельная страна может наложить ограничения на перевод капитала, дивидендов и процентов иностранным кредиторам и инвесторам. В современной теории странового риска он делится на 4 основных компонента: - экономический; - финансовый; - валютный; - политический риск.

Страновой экономический риск выражается в неустойчивости макроэкономического развития и часто находит свое измерение в динамике ВНП и ВВП. Страновой финансовый риск определяется способностью национальной экономики производить достаточно иностранной валюты для оплаты процентов и основного долга иностранным кредиторам. Эта способность зависит от степени задолженности иностранным банкам и графика погашения долгов. Страновой финансовый риск зависит от трех параметров: общего объема зарубежного долга страны; структуры его погашения; и экономического риска страны.

Валютный риск определяется как неустойчивость валютного курса, ведущая к падению доходов нерезидентов. Вероятность возникновения убытков от изменения обменных курсов, а, следовательно, и валютный риск, появляется в процессе внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в других странах, а также при получении экспортных кредитов. Валютный риск может быть трех видов: операционный валютный риск можно определить как возможность недополучить прибыль или понести убытки в результате непосредственного воздействия изменений обменного курса на ожидаемые потоки денежных средств; Трансляционный (расчетный или банковский) валютный риск проявляется как возможность несоответствия между активами и пассивами, выраженными в валютах разных стран. Этот риск возникает при наличии у головной компании дочерних компаний или филиалов за рубежом. Его источником является возможное несоответствие между активами и пассивами компании, пересчитанными в валюты разных стран. ; и экономический валютный риск - вероятность неблагоприятного воздействия изменений валютного курса на экономическое положение компании. Он возникает, например, в результате изменения объема товарооборота в стране или цен на готовую продукцию, а также вследствие изменения конкурентоспособности фирмы по сравнению с остальными производителями аналогичных товаров.

Политический страновой риск проявляется в возможности политически мотивированных изменений, которые неблагоприятно влияют на результаты операций с зарубежными партнерами. Классификация политический страновых рисков: А) глобальный политический риск, который относится к компании, имеющей несколько зарубежных филиалов, и специальный политическим риском, связанным с конкретными инвестициями в конкретной стране; Б) Макрориск - включает все события или меры, оказывающие воздействие на зарубежные инвестиции и операции всех иностранных субъектов в стране размещения. Такие меры часто делят на "мягкие" и "жесткие". К мягким мерам относят, например, черные списки, протесты экологических движений, забастовки в конкретной отрасли или включение конкурирующей фирмы в государственный сектор. Жесткими мерами являются экспроприация или национализация; и Микрориск касается конкретных компаний в конкретной стране. Он зависит от таких факторов, как национальность иностранной фирмы, ее предыдущая история в стране, сектор деятельности и т. д. ; В) вызванный либо действиями правительственных структур в ходе проведения определенной государственной политики (легально-правительственный риск), либо силами, находящимися вне контроля правительства (экстралегальный риск).

Оценки страновых рисков находятся в свободном доступе в интернете и представлены следующими институтами: Индекс Бери –оценивает хозяйственный климат стран, экспертный метод оценки, проводится 1 раз в 4 года, оцениваются эконом и полит сферы, задается 15 вопросов. Чем выше количество балов, тем ниже страновой риск 70 – страна признается стабильной. Euromoney - журнал, специализирующийся на отчётности по вопросам инвестиций. Среди других услуг, он предоставляет карту страновых рисков с рейтингом в диапазоне от 0 до 100, где 100 является наименьшим риском. Euromoney - использует оценки по 9 категориям: эконом данные (25% в оценке), политический риск (25%), долговые показатели (10%), невыплачиваемые или реструктурированные во времени долги (10%), кредитный рейтинг (10%), доступ к банковским финансам (5%), доступ к краткосроч финансам (5%), доступ к рынкам капитала (5%), дискаунт по форфейтингу (5%). При этом оценка политического риска производится на основе экспертных заключений по шкале от 0 (высокий риск) до 10 (низкий риск). Результирующее значение странового риска варьируется от 0 (наибольший риск) до 100 (наименьший). Данные числовые значения конвертируются в 10 буквенных категорий: от ААА до N/R. OECD country risk index (индекс страновых рисков ОЭСР) часто цитируют и используют в качестве входных данных для выполнения операций по договорам в рамках ОЭСР в отношении официальной поддержки экспортных кредитов. Рейтинг варьируется от 1 до 7, семь - самый высокий уровень риска. Уровень доходов стран-членов ОЭСР не оценивается. Economist Intelligence Unit - консалтинговая фирма, которая регулярно публикует рейтинги суверенных рисков. Они имеют 10 уровней от ААА до D.

Страново й риск - это степень риска того, что действия суверенного правительства повлияют на способность должника, связанного с данной страной, исполнить свои обязательства. (Euromoney) Страны с наименьшим уровнем риска: Люксембург - 100 Норвегия - 98 Швейцария - 98 Дания - 95 США - 94 Швеция - 94 Финляндия - 93 Ирландия - 93 Нидерланды - 93 Австрия - 93 Великобритания - 92 Канада - 92 Бельгия - 91 Германия - 91 Франция - 90 Австралия - 90 Исландия - 89 Япония - 89 Сингапур - 88 Испания - 88 20 самых рискованных стран 166 Малави 26. 80 167 Эритрея 26. 54 168 Гвинея 26. 11 169 Гаити 25. 42 170 Сан-Томе и Принсипи 25. 31 171 Ливия 24. 87 172 Бурунди 22. 65 173 Соломоновы Острова 22. 08 174 Гвинея-Бисау 21. 24 175 Зимбабве 19. 90 176 Федеративные Штаты Микронезии 19. 28 177 Республика Конго 17. 83 178 Либерия 17. 58 179 Демократическая Республика Конго 16. 41 180 Маршалловы острова 12. 10 181 Куба 11. 75 182 Сомали 11. 11 183 Ирак 5. 17 184 Афганистан 4. 24 185 КНДР 3. 66

Institutional Investor (II). Измерение уровня риска кредитоспособности (более 135 стран), проводимое агентством II, построено на опросе экспертов, которые выделяют и оценивают наиболее существенные для риска факторы. Полученные оценки взвешиваются в зависимости от эксперта и усредняются. Итоговый рейтинг лежит в числовом промежутке от 0 (очень высокая вероятность дефолта) до 100 (наименьшая вероятность дефолта). Moody"s Investor Service. При оценке суверенного кредитного риска Moody"s анализирует как политическую (6 показателей), так и экономическую (7 показателей) обстановку в стране. Получаемые в ходе этого процесса оценки уровня риска принимают буквенно-цифровое значение по 21 -символьной шкале: от ААА до С. Standart & Poor"s Ratings Group (S&P). Рейтинговая методология S&P основана на результатах прогнозирования способности обслуживать долги, вероятности дефолта. Она включает в себя оценку политического риска (3 фактора) как желание страны платить вовремя по долгам и экономического (5 факторов) - как способность платить по долгам. Ранжировка стран осуществляется на основе 3 -буквенной рейтинговой системы: от ААА до D. Bank of America World Information Services Bank of America на основе 10 экономических показателей оценивает уровень странового риска для 80 государств. Оценка по каждому из индикаторов, а также итоговая оценка (усредненное значение по всем показателям) варьируются от 1 (наименьшие трудности) до 80 (наибольшие проблемы). Своим клиентам Bank of America предлагает оценки странового риска в текущем году, исторические данные за 4 года и прогноз на 5 лет. Fraser Institute ежегодно проводит опрос среди руководителей горнодобывающих компаний на различные темы, связанные с добычей в различных юрисдикциях, в результате чего индекс риска со значением 100% считается лучшим рейтингом. Некоторые страны даже имеют рейтинги для отдельных субъектов или территорий. PRS Group - частная консалтинговая фирма, составляющая рейтинги политического риска. Их лучший рейтинг надежности равен 100 и уменьшается для стран с высоким уровнем риска. Coface - ведущая организация кредитного страхования. Она публикует карту страновых рисков, включающую 7 уровней оценок риска от A 1 до D для каждой страны.

Политика риск-менеджмента представляет собой совокупность форм, методов, приемов и способов управления рисками, возникающими в деятельности хозяйственной организации. Формы политики риск-менеджмента: - Политика профилактики ставит своей целью минимизацию потенциальных потерь и убытков, которые может понести организация в ситуациях риска. Ее сущность состоит в прогнозировании возникновения рисков и принятии мер для их устранения. Используемыми методами управления будут уголовно-правовые, административноправовые, дисциплинарные, социальные, психологические и производственные. - Политика нейтрализации заключается в нейтрализации негативных последствий, которые часто возникают в ситуациях риска. Она осуществляется путем формирования страховых и резервных фондов, а также взысканием денежных средств с виновных лиц в судебном порядке. Основной целью данной формы политики управления риска является компенсация потерь и убытков организации, связанных с неудачной реализацией рискованных проектов. Для достижения данных целей обычно используются гражданскоправовые и компенсационные методы. - Политика стимулирования. Её основной целью является получение максимальной прибыли за счет реализации проектов с высокой степенью риска. Реализация указанной формы осуществляется посредством максимизации планируемой рентабельности проекта. В рамках политики стимулирования, как правило, используются спекулятивные, стимулирующие и мобилизационные методы управления.

Международные стандарты рискменеджмента 1. ISO 73: 2009 - словарь терминов управления рисками, дополняющий ISO 31000: 2009 списком терминов и определений, относящихся к управлению рисками. 2. ISO 31000: 2009 - практический документ, который направлен на оказание помощи организациям в разработке их собственных подходов к управлению рисками; его требования не обязательны при сертификации. Внедряя ISO 31000, организация может сравнить свою практику управления рисками с международным опытом. 3. ISO/IEC 31010: 2009 - стандарт разработан для развития предыдущих стандартов и содержит сведения, касающиеся выбора и применения систематических методов оценки и применения мер по снижению негативного воздействия и ликвидации широкого спектра рисков (от оппортунистических до финансовых)

Другие стандарты рискменеджмента Стандарт управления рисками FERMA - (Risk Management Standards), 2002; Стандарт СOSO ERM: «Управление рисками организаций - Свод общих положений» (Enterprise Risk Management - Integrated Framework), 2004; Стандарт AIRMIC (A Risk Management Standard), AIRMIC, ALARM, IRM, 2002. В России 1 декабря 2012 года вступил в силу «Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51897 -2011/ Руководство ИСО 73: 2009 «Менеджмент риска. Термины и определения» (Risk management. Terms and definitions).

Подходы к оценке рисков Качественный подход к оценке рисков предполагает использование экспертных оценок факторов риска, возможно с использованием вербальных шкал (дополнительно описывающие значения оценок) Количественный подход опирается на финансовые расчеты и математическое моделирование возможного изменения дохода, прибыли и капитализации компании в зависимости от состояния показателей факторов риска Оба подхода направлены на решение задач: идентификации факторов риска, способных повлиять на достижение целей компании оценки вероятности и величины последствий проявления выявленных факторов риска снижения уровня риска путем принятия антирисковых мер

Метод оценивания рыночных рисков является Стоимость Риска (Value – at – Risk, VAR) VAR является суммарной мерой риска, способной производить сравнение риска по различным портфелям (например, по портфелям из акций и облигаций) и по различным финансовым инструментам (например, форварды и опционы). Показатель рисковой стоимости был разработан в конце 1980 – х гг. Для определения величины рисковой стоимости необходимо знать зависимость между размерами прибылей и убытков и вероятностями их появления, т. е. распределение вероятностей прибылей и убытков в течении выбранного интервала времени.

Построение карты рисков Для каждого риска определяется категория ущерба… Реализация рисков в данной категории может привести к несущественному снижению стоимости компании … и вероятность наступления такого ущерба Риск уже неоднократно реализовывался в прошлом, есть высокая степень неопределенности относительно вероятности реализации риска или присутствуют внутренние или внешние предпосылки, указывающие на то, что риск, скорее всего, реализуется в течение следующего года Средний Риск, вероятно, реализуется в течение года Низкий Низкая вероятность, что риск реализуется в течение года Низкий Высокая Ущерб Низкий Средняя Средний Реализация риска может привести к среднему снижению стоимости компании, несущественному репутационному ущербу, при этом не потребовать существенных дополнительных расходов со стороны компании Низкая Высокий Реализация риска может привести к существенному снижению стоимости компании, существенному падению выручки, существенным незапланированным расходам или репутационному ущербу для компании На основании критериев оценки формируется карта рисков Вероятность ФИО

Процедуры по минимизации последствий риска Уклонение (избегание) риска – консервативный метод нейтрализации рисков, подразумевающий отказ от действий, которые предполагают риск. Данный метод ограничен в применении, поскольку приводит к отказу от высокорисковой, а, следовательно, высокоприбыльной деятельности. Удержание риска заключается в принятии риска и самостраховании, то есть в создании резервов на покрытие убытка. Сумма резерва обычно равна сумме, необходимой для полного покрытия возможного ущерба. Удержание риска требует дополнительных мер контроля. Локализация рисков используется в тех сравнительно редких случаях, когда удается достаточно четко и конкретно вычленить и идентифицировать источники риска. Выделив экономически наиболее опасный этап или участок деятельности, можно сделать его контролируемым и таким образом снизить уровень финального риска предприятия. Диссипация рисков – это распределение общего риска путем объединения с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела. Передача риска Классические методы передачи риска – страхование, хеджирование, аутсорсинг. Компенсация рисков – ориентирована на воздействие на саму организацию и ее структурные подразделения с целью нивелирования последствий рисков.

Кейс 1. Владимир Путин потребовал ограничить импорт продовольствия в Россию В июле 2014 года Президент Владимир Путин потребовал ограничить импорт продовольственных товаров из стран, поддержавших санкции против России, т. е. из США, ЕС, Японии, Канады, Австралии и Швейцарии. Запрет предположительно вводится на один год; список продуктов включает мясо, молочную продукцию, фрукты и овощи. Таким образом, последствия санкций выходят за пределы финансовых потоков и распространяются на торговые каналы. Новые ограничения по торговле, в отличие от уже введенных Россией с начала этого года, могут противоречить нормам ВТО, что, в свою очередь, может усложнить торговые отношения в дальнейшем. Скорее всего, импортеры найдут возможность ввозить запрещенные продукты через третьи страны во избежание возникновения дефицита. Одновременно данный шаг имеет инфляционные последствия. Так, ограничения на импорт мяса, введенные в начале 2014 г из-за опасений санитарного характера, уже привели к ускорению роста цен на мясо до 11% г/г в июле этого года в сравнении с нулевым ростом годом ранее. Это стало главной причиной ускорение роста ИПЦ до 7, 5% г/г в июле этого года против 6, 5% г/г в июле 2013 г. , несмотря на гораздо более скромное повышение тарифов в этом году. Риск продолжительных торговых ограничений в сочетании с предложением ввести налог с продаж и требованием естественных монополий ускорить рост тарифов в будущем году, говорят в пользу того, что даже наш прогноз по инфляции в 7% на 2015 г (который выше консенсуса), может оказаться слишком оптимистичным. Задание: Идентифицируйте возникающие в данной ситуации риски. Ответ обоснуйте

Задание: Выбрать ТНК, работающую на российском рынке, и оценить для нее страновые риски бизнеса в РФ на современном этапе, предложив и обосновав методы управления Вид риска Описание Оценка Методы управления Оценка дается по 5 -балльной шкале: 0 – минимальное значение; 5 – максимальное значение риска



error: Контент защищен !!