История создания старуха изергиль презентация. Презентация к уроку литературы "Старуха Изергиль". Композиция произведения-рассказ с обрамлением

Тип урока: урок-размышление. Урок был проведён мною 12 декабря 2016 года в 10 классе экономического профиля старшей школы № 2 города Капана. На уроке присутствовали администрация школы и коллеги по работе - учителя иностранных языков (русского, английского и немецкого). Успешному проведению урока и его высокой эффективности способствовало то, что предварительно с ними была проведена дополнительная работа - не по заучиванию «своих слов», а по ознакомлению с писателем, его произведением, героями. Дома ими самостоятельно прослушивалась рекомендованная мною аудиозапись рассказа «Старуха Изергиль». Знакомились они и с другими дополнительными текстовыми материалами из Интернета по теме урока. Поэтому на уроке учащиеся активно выступали, размышляли вслух, дискутировали по проблемным вопросам, подобранным нами для всех групп. Консультации по всем вопросам были организованы мною в основном во внеурочное время по современным видам связи - мобильным телефонам и электронной почте. По мобильному и сетевому телефону, в частности, отрабатывалось правильное произношение учащихся: ведь русский - не их родной язык. На примере Ларры и Данко в течение урока они рассказывали, размышляли, полемизировали на тему гниения и горения. Всеми единодушно было выбрано горение как форма жизни. Надеюсь, что учащимся на всю жизнь запомнится этот урок о самом главном - о смысле жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок. Тема: «Смысл жизни человека по рассказу А. М. Горького «Старуха Изергиль»»

Разработка урока по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»

Составила Асатрян Нарине, учитель русского языка и литературы

ПЛАН УРОКА (подробный)

Тема урока :
Смысл жизни человека по рассказу А. М. Горького «Старуха Изергиль».
Тип урока: урок - размышление
Методы : беседа, частично-поисковый
Форма работы:
Оборудование урока:


Приёмы:

Цели уроков:
Обучающая :
- проанализировать легенды о Ларре и Данко, на основании анализа сформировать представление учащихся о жизненной позиции героев
- сопоставить главных героев легенд
Развивающая:
- развить навыки логического мышления
- развить умение сопоставлять образы, сотрудничать в группе, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать своё мнение.
- развить умение анализировать поступок героя и его нравственный мотив.
- сформировать навык проблемного и сравнительного анализа.
Воспитательная:
- воспитывать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, служению людям.
- воспитывать ответственность за свои поступки
- формирование в сознании учащихся понимания истинной ценности человеческой жизни, его смысла и назначения.

ХОД УРОКА

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Слово учителя:

Древнегреческий философ Диоген
(около 400 - около 325 гг. до н.э.),
который жил в бочке, днём ходил по людным местам Афин с зажжённым фонарём.

На все недоумённые вопросы
«зачем ему днём фонарь?»,
отвечал кратко:
«Ищу человека...»
- Так кого же искал Диоген?
- А что имел в виду Диоген,
говоря о поиске человека?

Эпиграф к уроку:
Жизнь – не тающая свеча.
Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям.
Бернард Шоу (1856 - 1950),
англ. драматург и публицист.

Над чем заставляют задуматься слова Шоу?

С помощью чего человек может заставить этот факел пылать ярче?

Формулирование темы урока учениками.

Как вы думаете, какую проблему мы сегодня будем исследовать?
- Что есть человек?
- Каким должен быть человек?

В чём же смысл человеческой жизни?

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
- А начнём мы с вами с небольшой разминки на тренажёре SMART Notebook.
(Приложение 2)

Цель работы: используя данные слова, охарактеризовать героев рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» (16 слов).
При необходимости прокомментировать.

Свой рассказ великий русский писатель М. Горький написал, когда ему было 27 лет. Его, как человека с активной жизненной позицией, всегда волновал вопрос: каким должен быть человек и как ему жить среди людей?
В своём романтическом рассказе «Старуха Изергиль», воспевающем красоту подвига, он представил две модели поведения человека,
две философии, две концепции жизни: Ларры и Данко.

2. Прежде чем мы приступим к анализу легенд, давайте послушаем выступления групп и вспомним сюжеты легенд.
Параллельно с этим, слушая пересказ учащихся, представители от групп,
чьи имена написаны на конвертах, попробуют вместе выполнить задания
и постараются прокомментировать свой выбор.

Групповая работа по карточкам:
группа «Ларра» находит и комментирует цитаты, которые относятся к легенде о Данко;
группа «Аналитики» находит и комментирует цитаты, которые относятся к легенде
о Ларре;
группа «Данко» определяет, кому принадлежит цитата и пробует объяснить одну из них.

Пересказ легенды о Ларре.

Пересказ легенды о Данко.

3 . Аналитическая беседа .
Коллективный поиск решения проблемы. Беседа по содержанию.
Сопоставление образов Данко и Ларры.
(В ходе нашего обсуждения группа аналитиков обобщит сказанное вами в виде таблицы.)

Критерии

а) Портрет: Говорят, глаза – зеркало души. Какими были глаза у Ларры и Данко?

б) Отношение к людям;

в) Понимание гордости.
Старуха Изергиль называет обоих «гордыми» - и Ларру, и Данко.
В каком значении употреблён эпитет «гордый»?

г) Поведение героев в момент суда (конфликт героя и толпы)

д) Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ?
Включить фрагмент видеоролика («Горящее сердце Данко»)

е) Напрасна ли смерть Данко? Может, зря прожита его жизнь?

ё) Почему осторожный человек не обошёл сердце Данко, а наступил
на него? Чего он испугался?

ж) Как сложилась судьба героев?
Чем обернулось бессмертие для Ларры и Данко?
Во что они превратились?

з) Нужны ли людям подвиги? Почему?

Слушаем выступление аналитиков: Сопоставление образов Данко и Ларры.

СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

СЛАЙД две формы жизни: гниение и горение (по Горькому)

А что предпочитаете вы? Почему?
- Поднимите руки те, кто выбирает гниение (горение). Почему?



РЕФЛЕКСИЯ
Я попросила вас принести фотографии людей, которых вы считаете героями.
Давайте мы прикрепим их фотографии на постер «Вечная слава героям!» (Приложение 3)
- Что объединяет всех этих людей?

Возврат к эпиграфу.

Пусть наша жизнь будет вечным горением, пусть рядом идут литературные герои, которые пробуждают мысль и желание изменяться самому и изменять к лучшему мир вокруг.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (трёхуровневое)
1-й уровень. Изложение по тексту легенды о Данко.
2-й уровень. Сочинение-миниатюра о герое.
3-й уровень. «Данко нашего времени. Кто он?» (сочинение)

ОЦЕНИВАНИЕ:
Формирующее оценивание работы групп.

ПЛАН УРОКА (краткий )

в 10 классе экономического профиля
Асатрян Нарине, учитель русского языка и литературы
старшая школа № 2 г. Капана Сюникской области РА

Тема урока : Смысл жизни человека по рассказу А. М. Горького «Старуха Изергиль».

Тип урока:
урок - размышление

Методы
: беседа, частично-поисковый

Форма работы:
индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование урока:
презентация к уроку, SMART Notebook «Ларра и Данко»,
видеоролик «Легенда о Пламенном Сердце», аналитические таблицы, карточки, постер.

Приёмы:
«Говорящий эпиграф», «Аналитические таблицы»

ХОД УРОКА

()

СТАДИЯ ВЫЗОВА
1. Проблемный вопрос (поиск ответа в группе).
2.Приём «Говорящий эпиграф».
3. Формулирование темы урока.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
1. Разминка на тренажёре СМАРТ
2. Пересказ легенд участниками двух групп, представляющих Ларру и Данко
3. Работа с карточками, содержащими цитаты из текста
4. Аналитическая беседа. Сопоставление образов Данко и Ларры
5. Видеофрагмент («Горящее сердце Данко»)
6. Заполнение таблицы и её представление группой аналитиков.

СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Две формы жизни: гниение и горение

РЕФЛЕКСИЯ
Постер с горящим сердцем в руке с фотографиями героев (Приложение 3).


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
(трёхуровневое)

ОЦЕНИВАНИЕ

Приложения для учителя .

Приложение 1. Распределение учебного времени на уроке.

Разминка на тренажёре в SMART Notebook

Слово учителя

Легенда о Ларре

Легенда о Данко

Опрос «слабых» учащихся

Слайд 2

Цель урока.

Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького. Рассказ «Старуха Изергиль» Проанализировать легенды о Ларре и Данко Сопоставить главных героев легенд. Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя. Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении.

Слайд 3

«Мы, кажется, снова хотим грез, красивых вымыслов, мечты и странностей, ибо жизнь, созданная нами, бедна красками, тускла, скучна! Действительность, которую мы когда-то так горячо хотели перестроить, сломала и смяла нас... Что же делать? Попробуем, быть может, вымысел и воображение помогут человеку подняться ненадолго над землей и снова посмотреть на ней свое место, потерянное им. …Он не борется больше, а только приспосабливается.» М. Горький

Слайд 4

Пафос

Эмоциональный настрой, страсть,пронизывающая произведение.

Слайд 5

Романтизм

Творческий метод, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

Слайд 6

Романтическое произведение

  • Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Композиция произведения-рассказ с обрамлением

    Легенда о Ларре Рассказ о жизни старухи Изергиль Легенда о Данко

    Слайд 11

    Слайд 12

    Карточка №1 Ларра-отверженный, изгнанный

    Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.Высокое мнение о себе. Гордыня – непомер-ная гордость.

    Слайд 13

    Карточка №2

    Индивидуали́зм (фр. individualisme, от лат. individuum - неделимое) - мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значениеличности, личную независимость. Эгои́зм (от лат. ego - «я») - поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм

    Слайд 14

    Слайд 15

    « Данко- один из тех молодых людей, молодой красавец»

    Слайд 16

    Слайд 17

    Карточка №3

    Гумани́зм (от лат. humanitas - человечность, лат. humanus - человечный, лат. homo - человек) - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм). Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. Альтруизм (франц. altruisme, от лат. alter - другой), нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека.

    Слайд 18

    Ларра и Данко

    антиидеал индивидуа-листическое мировоззре-ние эгоист романтиче-ский идеал гуманисти-ческое мировоззре-ние альтруист







    Произведения М.Горького Рассказы «Макар Чудра» (1892) «Старуха Изергиль» (1895) «Челкаш» (1895) Романы «Фома Гордеев» (1899) «Дело Артамоновых» (1925) «Жизнь Клима Самгина» () Пьесы «Мещане» (1901) «На дне» (1902) «Дачники» (1904) Повести «Детство», «В людях», «Мои университеты» ()


    Что такое романтизм? Романтизм – направление в литературе, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом.




    ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный. То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и - тучи слышат радость в смелом крике птицы. В этом крике - жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике. Чайки стонут перед бурей,- стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.


    ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ И гагары тоже стонут,- им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает. Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах... Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому. Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.


    ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает. Вот он носится, как демон,- гордый, черный демон бури,- и смеется, и рыдает... Он над тучами смеется, он от радости рыдает! В гневе грома,- чуткий демон,- он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца,- нет, не скроют! Ветер воет... Гром грохочет... Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний!


    ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ - Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы: - Пусть сильнее грянет буря!.. Задание: Устно докажите, что «Песня о Буревестнике» - романтическое произведение. Выстраивая доказательство, опирайтесь на черты романтизма.


    Черты романтизма 1) Герой неудовлетворен действительностью, стремится к другой жизни. Отсюда романтизм отвергает повседневность и устремляется в прошлое или в экзотическую обстановку. 2) Герои - яркие, исключительные личности, попадающие в неожиданные обстоятельства. 3) Пейзаж лишен полутонов, основан на ярких красках, выражает красоту и исключительность стихии. Пейзаж одушевляется. 4) Своеобразие лексики, синтаксиса, изобразительных средств: эпитеты, гиперболические сравнения, олицетворения, высокоторжественная лексика и синтаксис, свойственный обычно сказочно-легендарным жанрам устной народной поэзии.






    Легенда о Моисее Царь египетский раскаялся, что отпустил израильтян, велел запрягать все колесницы и отправился вместе с войском в погоню. Он настиг потомков Иакова на берегу Чермного моря. Те, увидев египтян, испугались. Они взмолились к Господу. И двинулся тогда столп облачный, и встал между станом египетским и станом израильским; и был облаком и мраком для одних, и освещал ночь для других. Бог сказал Моисею: - Подними жезл твой и простри руку на море. Моисей исполнил веление Господа. Тогда воды расступились, и прошли израильтяне по дну морскому, как по суше. Бросились египтяне вслед за ними. Вышли они на середину моря, и тут Господь говорит Моисею: - Простри руку твою на море, и да обратятся воды на египтян. Моисей повиновался. И вернулись воды морские на место свое и поглотили все египетское войско в своей пучине. Так Господь избавил израильтян от преследователей. И поняли сыны Израилевы силу Господа и поверили Ему и Моисею.


    Легенда о Данко. Художник Г. Пейда Легенда о Данко. Художник Б. Дехтерев Данко. Шкатулка. Палехский художник Д. Буторин. 1934


    Какие чувства испытывал Данко к людям? Слова Данко: Вы только шли и не умели сохранить силы... Вы только шли, шли, как стадо овец! Чувства Данко:...в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что может быть, без него они погибнут. упрек в безволии...сердце вспыхнуло огнем желания спасти их...




    Горячее сердце Данко "- Что сделаю я для людей?!" - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. "Оно пылало так ярко, как солнце, ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлеталась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди, изумленные, стали как камни. "- Идем!" - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. "Они бросились за ним, очарованные..."


    Контрастконтраст Роль пейзажа в произведении на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть как змеи протянулись всюду корни великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни тьма... дрожащая, пала в гнилой зев болота Гроза была там, сзади них, над лесом люди окунулись в море солнечного света и чистого воздуха тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река


    Обратимся к финалу Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видели, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...




    Посмотрим на героиню с точки зрения рассказчика 1)Обратите внимание на портрет героини. Найдите общее с портретом Ларры. 2)О любви должна бы говорить молодая женщина, а перед нами старуха. Как в ее портрете нагнетаются антиэстетические черты? 3)Старуха посвятила всю свою жизнь любви. Можно ли сравнить ее чувства с чувствами Данко?


    Подведем итоги: Каковы черты романтизма в рассказе М.Горького? Особенность героев Горького – гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни.



    Cлайд 1

    На этом уроке мы познакомимся с произведением М.Горького «Старуха Изергиль», которое относится к периоду его раннего творчества. Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны с одним типом героев – сильных, гордых и красивых.

    Cлайд 2

    Ранние рассказы Горького относятся к началу 90-х годов XIX века - времени, когда Бунин и Чехов в своих произведениях придерживались предельной реалистичности. Однако Горький считал, что необходимо искать новые пути развития литературы: «Задача литературы - запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача - пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни самое лучшее, самое святое и что кроме него - нет ничего достойного внимания. Мир - плод его творчества, бог - частица его разума и сердца…». «Старуха Изергиль»

    Cлайд 3

    «Старуха Изергиль» Герои его романтических рассказов - исключительные люди, «с солнцем в крови». Люди, способные противостоять большинству, не желающему ничего знать о подлинном предназначении человека. Они горды, свободны и, чаще всего, красивы. Та мораль, по которой живет серая людская масса, не для них, она ограничивает, загоняет в рамки этих сверхлюдей.

    Cлайд 4

    «Старуха Изергиль» Романтика ранних рассказов Горького не уводит от жизни, а зовет к действию. Данко, старуха Изергиль, Ларра - герои активные, способные подняться над остальным миром. Им противопоставлены люди, которые пытаются смирить, заставить служить собственным интересам. Мир произведений разграничен на свет и тьму, что важно при оценке героев: после Ларры остается тень, после Данко - искры. Горький явно отдает предпочтение людям, не связанным с внешним миром. Человек, одержимый мечтой, Человек с большой буквы гораздо интереснее для писателя.

    Cлайд 5

    Герой на голову выше людей, окружающих его, их общество им отвергается, впрочем, как и наоборот. Одиночество этого героя - типичное, естественное состояние для него. Герои находят себе равное начало лишь в общении со стихией, с миром природы. Поэтому огромно значение пейзажа: «…И стало тогда в лесу так темно, словно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем, и исчезали так же быстро, как и являлись…» «…Сердце Данко пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом любви к людям, а тьма разлеталась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота…» «Старуха Изергиль»

    Cлайд 6

    «Старуха Изергиль» Характеры героев показаны на пределе: Ларра - крайний индивидуализм, Данко - крайнее самопожертвование. Индивидуализм Ларры объяснен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Исключительность Данко Изергиль объясняет его красотой: «…Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы… …В очах его светилось много силы и живого огня…»

    Cлайд 7

    «Старуха Изергиль» Несмотря на явную противоположность образов, в них есть общее - оба они являются людьми одного и того же мира - мира Изергиль, и оба противопоставлены обществу, один отвергает людей из презрения к ним, другой - сам попадает в положение отвергнутого. Автор и восхищается этими людьми, их силой и красотой, и в то же время он не согласен с их позицией. Изергиль рассказывает легенды, которые обрамляют ее жизнь, с одной стороны представляя высшую любовь к жизни, с другой - высшее презрение. Вся ее жизнь посвящена любви, но Изергиль уже забыла тех, кто еще совсем недавно занимал ее воображение. Романтическая позиция героини при всей ее красоте в молодости и возвышенности отрицается повествователем. Горький понимает, что человек «в отсутствии Бога» страдает или вырождается в животное. Страдание он ненавидел, а животное состояние считал недостойным образа человека. Поэтому на рубеже веков Горький задается целью сначала найти, а затем построить Бога. «Старуха Изергиль»

    Одним из произведений, которое хорошо характеризирует ранний период творчества М. Горького, является собрание легенд «Старуха Изергиль». Для более полного ознакомления с данным произведением предназначена эта презентация. Презентация «М. Горький «Старуха Изергиль» рассказывает, что данное произведение состоит из отдельных легенд, которые рассказывает Изергиль. Все легенды связанны между собой тем, что в них присутствуют главные герои одного типа – красивые, умные и сильные. Далее презентация более подробно рассказывает о некоторых чертах характера главных героев произведения.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    На этом уроке мы познакомимся с произведением М.Горького «Старуха Изергиль», которое относится к периоду его раннего творчества. Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны с одним типом героев – сильных, гордых и красивых.

    Ранние рассказы Горького относятся к началу 90-х годов XIX века - времени, когда Бунин и Чехов в своих произведениях придерживались предельной реалистичности. Однако Горький считал, что необходимо искать новые пути развития литературы: «Задача литературы - запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача - пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни самое лучшее, самое святое и что кроме него - нет ничего достойного внимания. Мир - плод его творчества, бог - частица его разума и сердца…». «Старуха Изергиль »

    «Старуха Изергиль » Герои его романтических рассказов - исключительные люди, «с солнцем в крови». Люди, способные противостоять большинству, не желающему ничего знать о подлинном предназначении человека. Они горды, свободны и, чаще всего, красивы. Та мораль, по которой живет серая людская масса, не для них, она ограничивает, загоняет в рамки этих сверхлюдей.

    «Старуха Изергиль » Романтика ранних рассказов Горького не уводит от жизни, а зовет к действию. Данко, старуха Изергиль, Ларра - герои активные, способные подняться над остальным миром. Им противопоставлены люди, которые пытаются смирить, заставить служить собственным интересам. Мир произведений разграничен на свет и тьму, что важно при оценке героев: после Ларры остается тень, после Данко - искры. Горький явно отдает предпочтение людям, не связанным с внешним миром. Человек, одержимый мечтой, Человек с большой буквы гораздо интереснее для писателя.

    Герой на голову выше людей, окружающих его, их общество им отвергается, впрочем, как и наоборот. Одиночество этого героя - типичное, естественное состояние для него. Герои находят себе равное начало лишь в общении со стихией, с миром природы. Поэтому огромно значение пейзажа: «…И стало тогда в лесу так темно, словно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем, и исчезали так же быстро, как и являлись…» «…Сердце Данко пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом любви к людям, а тьма разлеталась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота…» «Старуха Изергиль »

    «Старуха Изергиль » Характеры героев показаны на пределе: Ларра - крайний индивидуализм, Данко - крайнее самопожертвование. Индивидуализм Ларры объяснен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Исключительность Данко Изергиль объясняет его красотой: «…Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы… …В очах его светилось много силы и живого огня…»

    «Старуха Изергиль » Несмотря на явную противоположность образов, в них есть общее - оба они являются людьми одного и того же мира - мира Изергиль, и оба противопоставлены обществу, один отвергает людей из презрения к ним, другой - сам попадает в положение отвергнутого. Автор и восхищается этими людьми, их силой и красотой, и в то же время он не согласен с их позицией. Изергиль рассказывает легенды, которые обрамляют ее жизнь, с одной стороны представляя высшую любовь к жизни, с другой - высшее презрение. Вся ее жизнь посвящена любви, но Изергиль уже забыла тех, кто еще совсем недавно занимал ее воображение.

    «Старуха Изергиль » Ее равнодушие к тем, кому она отдавала свою любовь, поражает. Осуждая Ларру, Изергиль думает, что жизнь ее похожа на жизнь Данко, однако через портреты героев мы видим обратное: «…Он уже стал теперь как тень - пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, ветер распылил их…», - говорит о Ларре Изергиль, но почти те же черты видятся повествователю в ней самой.

    Романтическая позиция героини при всей ее красоте в молодости и возвышенности отрицается повествователем. Горький понимает, что человек «в отсутствии Бога» страдает или вырождается в животное. Страдание он ненавидел, а животное состояние считал недостойным образа человека. Поэтому на рубеже веков Горький задается целью сначала найти, а затем построить Бога. «Старуха Изергиль »




    error: Контент защищен !!