Кто жил в гостинице националь. Уникальная история гостиницы «Националь. Кирилл Иртюга, генеральный директор УК «РосинвестОтель» и VOYAGE Hotels&Resorts

Гостиница "Националь" - одна из самых известных и комфортабельных гостиниц Москвы (класс "5 звёзд"), расположенная на углу Тверской и Моховой улиц.

Гостиница построена в 1901-1903 годах по проекту архитектора Александра Иванова на месте квартала доходных домов с дешёвыми квартирами, первые этажи которых были отданы под лавки. Угловой выступ квартала имел полукруглую форму: это было характерно для московской архитектуры 18-19 веков. При строительстве гостиницы форма квартала была учтена и сохранена: проект строительства предусматривал сохранение общих черт облика предыдущей постройки, включая полукруглый угол.

Здание гостиницы "Националь" построено в стиле эклектики с заимствованием элементов модерна. Изначально задуманная как отель мирового класса, гостиница "Националь" отделывалась самыми качественными и дорогими материалами и получила богатое декоративное оформление, изобилующее лепниной и скульптурами. Угловой выступ получил торжественный и роскошный вид: его украсили декоративной колоннадой и кариатидами, а на аттике появилось майоликовое панно "Аполлон и музы", выполненное по эскизам художников Сергея Чехонина и Александра Головина на Московском Бутырском керамическом заводе "Абрамцево" Саввы Мамонтова. Привлекает внимание и бордюр с орнаментом в виде дубовых листьев, завершающий 5 этаж здания.

Внутреннее оформление гостиницы не уступило внешнему: мраморные лестницы, фигуры атлантов, мозаичные полы и витражи сделали интерьеры гостиницы по-настоящему роскошными. Отделке вторило и оснащение - гостиницу оборудовали по последнему слову техники: в здании установили лифты (невероятная роскошь в начале 20 века) и систему парового отопления, а в номерах появились телефоны.

В 1918 году здание заняли правительственные структуры установившейся Советской власти, и гостиница на 15 лет прекратила работу, превратившись в Первый Дом Советов. В 1931-1932 годах в рамках ленинской программы монументальной пропаганды майоликовое панно "Аполлон и музы" на угловом аттике заменили на панно индустриальной тематики. В 1932 году здание вновь стало гостиницей.

В 1991-1995 годах гостиница "Националь" подверглась реконструкции и реставрации, в результате чего были восстановлены некоторые утраченные элементы дореволюционных интерьеров, а во внутреннем дворе-колодце здания оборудован крытый ресторан.

Изначально в гостинице было 160 номеров, сейчас их количество увеличилось до 206. В разные годы в них проживали члены императорской семьи, Владимир Ленин, Фёдор Шаляпин, Иван Бунин, Николай Римский-Корсаков, Катрин Денёв, Пеле, Ален Делон, Иосиф Сталин, Михаил Шолохов, Николя Саркози и другие известные люди.

Гостиница "Националь" находится по адресу Моховая улица, 15/1. Добраться до неё можно пешком от станций метро "Охотный ряд" Сокольнической линии и "Театральная" Замоскворецкой.

В старину на углу Моховой и Тверской улиц располагались каменные мучные лавки, в середине 1890-х годов здесь находился трактир «Балаклава». Несколькими годами позже владение перешло к Варваринскому акционерному обществу домовладельцев, которое в 1900 году начало строительство первоклассной гостиницы по проекту архитектора Александра Васильевича Иванова - зодчего, к тому времени уже хорошо известного в Москве, построившего здание конторы Товарищества Тверской мануфактуры Морозовых на Варварке и дом страхового общества «Россия» на Лубянской площади. Гостиница, получившая название «Национальная», приняла первых постояльцев в 1903 году.

Фасады здания были выполнены в смешении стилей, сочетании неоренессанса с неоклассицизмом и деталями модерна, что придаёт им впечатление стилистической неопределенности, но одновременно сообщает индивидуальный характер. В отделке архитектором использованы природный камень и керамическая плитка, лепнина и гладкая штукатурка. Угловой аттик украшало майоликовое панно «Аполлон и музы», выполненное на Московском Бутырском керамическом заводе С. И. Мамонтова «Абрамцево» художниками С. В. Чехониным и А. Я. Головиным. Вскоре после революции оно было заменено другим панно, на индустриальную тему, изготовленным по эскизам Ф. И. Рерберга всё на том же заводе «Абрамцево».

Интерьеры поражали своей роскошью и великолепием: мраморные лестницы, мозаичные полы, огромные витражные окна, фигуры атлантов возле входа в лифты, роспись потолков. Выполненная по специальному заказу из ценных пород дерева мебель в номерах. Целый комплекс современных технических новинок: электрические лифты, телефоны, система парового отопления, изготовленная на литейном заводе Сан-Галли. Многие номера были оборудованы ванными комнатами и ватерклозетами.

Проживание в гостинице стоило недёшево (до 25 рублей в сутки) , но отбоя в постояльцах не было – здесь охотно останавливались богатые промышленники, купцы, иностранные дипломаты. В 1913 году в «Национальной» проживал дядя Николая II великий князь Александр Михайлович. Не сторонились роскошной гостиницы и видные деятели русской культуры – в разное время здесь жили , Иван Бунин, Анна Павлова, Николай Римский-Корсаков.

Судьба гостиницы сильно изменилась после 1917 года. В ходе октябрьских боёв здание получило повреждения при артобстреле. А сразу после переноса столицы из Петрограда в Москву здесь на некоторое время до переезда в Кремль в «скромной» буржуазной обстановке поселились члены Советского правительства: Ленин, Свердлов, Троцкий, Дзержинский. На долгие годы гостиница стала «1-м Домом Советов» - общежитием для функционеров новой власти. Статус гостиницы был возвращён ей только в начале 1930-х годов. Тогда же окончательно закрепилось её название – «Националь» (до революции применялось и то, и другое название), видимо более соответствовавшее духу времени. В здании провели капитальный ремонт. При этом частично изменили и его внешний вид: нижние этажи перекрасили под гранит, заменили дубовые оконные рамы на алюминиевые. Гостиничную обстановку пополнили мебелью из Аничкова и Царскосельского дворцов.

В 1974 году потолки двух залов на втором этаже были украшены плафонами с росписью, выполненными художником И. В. Николаевым в классическом стиле росписи потолков школы старых мастеров, но вместе с тем с элементами более новой декоративной школы В. А. Фаворского. В деталях и орнаментах плафонов заметны черты эстетики «Мира Искусства», что подчеркивает связь с работами знаменитых художников семьи Бенуа-Лансере, из которой происходит и сам автор.

В том же 1974 году «Националь» был включён в список охраняемых государством памятников истории и культуры.

Говоря о гостинице нельзя не упомянуть и знаменитый гостиничный ресторан - долгие годы он был излюбленным местом приятного времяпрепровождения среди интеллигенции и советской богемы.

Несмотря на неоднократные ремонтные работы, которые проводились и в 1950-е, и в 1960-е, и в 1970-е годы, попытки модернизировать гостиницу, она ветшала. И в конце 1980-х годов началась её комплексная реконструкция и реставрация. По результатам конкурса был выбран генеральный подрядчик – австрийская фирма «Рогнер», а авторами проекта реставрации стали архитекторы из Австрии В. Хоффельнер и Е. Сурвилло. С российской стороны в реставрации «Националя» принимали участие специалисты московского управления по проектированию общественных зданий и сооружений «Моспроект-2». Все работы были закончены в 1995 году, и обновлённая гостиница снова открыла двери для своих постояльцев. А их на своём веку она повидала немало, в том числе и прославленных. Здесь останавливались и президенты разных стран, и члены королевских семей, и известные деятели культуры всего мира.

Категория историко-культурного значения

Федерального значения

Вид объекта

Памятник

Основная типология

Памятник градостроительства и архитектуры

Сведения о дате создания

Адрес объекта (местонахождение)

г. Москва, ул. Моховая, д. 15/1, стр. 1 (часть)

Наименование, дата и номер решения органа государственной власти о постановке объекта на государственную охрану

Постановление Совета министров РСФСР О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. №1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" № 624 от 04.12.1974 г.

Описание предмета охраны

Градостроительные характеристики здания, участвующего в формировании фронта застройки Тверской и Моховой улиц, Манежной площади; объемно-пространственная композиция главного корпуса в редакции 1901-1903 гг.; композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов главного корпуса в редакции 1901-1903 гг.; четыре малых полихромных майоликовых панно 1901-1903 гг. в уровне 6 этажа; майоликовое панно с индустриальным сюжетом 1920-х гг. в уровне 7 этажа; композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов внутреннего двора главного корпуса в первоначальной редакции 1901-1903 гг.; композиция и архитектурно-художественное оформление фрагмента юго-западного брандмауэра, декорированного в 1934 году по проекту академика И.В. Жолтовского в связи со строительством на соседнем участке "Дома на Моховой"; первоначальная функция гостиницы. Объемно-планировочная структура и конструкции капитальных стен главного и дворового корпусов 1901 - 1903 гг. (подвал-7 этажи); система сводчатых перекрытий подвала (предмет охраны сводчатых перекрытий подвальных помещений уточняется по результатам проекта приспособления). Первоначальное архитектурно-художественное оформление и убранство интерьеров главного корпуса: оконные валики и мраморные подоконники; объемно-пространственная композиция и декоративное оформление главного вестибюля 1901-1903 гг.: лепнина потолков, фрагмент пола, набранный из первоначальной метлахской плитки; объемно-пространственная композиция, декоративное оформление и конструкции парадной лестницы и лифтового холла со стороны Моховой улицы 1901-1903 гг. (1-6 этажи): ограждающие конструкции, лепное оформление потолков и стен, витражное заполнение оконных проемов, фрагмент пола лестничной площадки (6 этаж?), набранный из первоначальной плитки, фигуры атлантов, металлическое ограждение лифтов н. XX века; объемно-пространственная композиция и декоративное оформление лестницы со стороны Тверской улицы бывшего "Магазина готового платья и меховых изделий братьев Петуховых": фигурные ограждающие конструкции; местоположение и объемно-пространственное решение служебных лестниц главного корпуса (подвал-7 этажи) и дворового корпуса (подвал-5 этажи); местоположение и декоративное оформление коридоров и холлов 2-6 этажей главного корпуса; помещение современного зала "Санкт-Петербург": декоративное оформление и роспись потолков, первоначальные зеркало и радиаторы отопления (2 этаж, юго-восточный угол главного корпуса); помещения современных банкетных залов "Суздаль" и "Кострома": роспись потолков 1975-1976 гг., выполненная художниками И.В.Николаевым и М.М. Дедовой-Дзедушинской (2 этаж, северный угол главного корпуса); первоначальная структура номеров, расположенных вдоль главных фасадов (3-6 этажи); гостиничный номер 178 (3 этаж): оригинальное планировочное решение, декоративное оформление потолков, витраж; гостиничный номер 101 (3 этаж): лепной декор потолков с росписью, угловой камин; гостиничный номер 107 (3 этаж): в 1918 году в номере останавливались В.И. Ленин и Н.К. Крупская; гостиничный номер 115 (3 этаж): художественная роспись потолка "Триумф Юноны" 1902 год, лепной декор потолков; гостиничный номер 207 (4 этаж): фрагмент живописной композиции роспись "Вакх на деревянном велосипеде", лепной декор потолков; гостиничный номер 201 (4 этаж): роспись - фриз с фантазийными масками в золоченых виньетках по голубому фону. Комиссия предлагает уточнение наименования объекта в следующей редакции: "Гостиница "Националь", 1901-1903 г., архитектор А.В.Иванов". 2.Предмет охраны на объект культурного наследия федерального значения утверждается в установленном порядке.

Устарели морально и физически

По данным GVA Sawyer, к первому кварталу 2010 года на долю качественного предложения гостиничного рынка Москвы, которое формируется гостиницами категории «3–5 звезд», пришлось менее половины общего номерного фонда (44 %, или 17,8 тыс. номеров). Немалую часть среди них занимают реконструированные объекты. Оставшиеся 56% делят между собой гостиницы, не соответствующие международным стандартам, – среди них как «советские», так и современные гостиницы.

«В Москве действует 221 гостиница. Из них порядка 35% являются новыми или введенными в эксплуатацию в течение последних пяти лет. В целом же, на столичном рынке преобладает «наследие» 80-х–90-х гг., которое нуждается в капитальном ремонте и реконструкции.

В Подмосковье также множество объектов требует того или иного обновлении. Из пяти с лишним тысяч санаториев, пансионатов, турбаз, домов отдыха в эксплуатации находятся лишь 35%, простаивают или используются не по назначению – 15%, а оставшаяся половина требует серьезной реконструкции», – обрисовывает ситуацию Кирилл Иртюга, генеральный директор УК «РосинвестОтель» и гостиничной сети VOYAGE Hotels&Resorts.

На столичном рынке преобладает «наследие» 80-х–90-х гг., которое нуждается в капитальном ремонте и реконструкции

В регионах также большая часть российских гостиниц по-прежнему представлена средствами размещения советской постройки. Однако количественно оценить число гостиниц, нуждающихся в редевелопменте и новой концепции, сложно.

Новая жизнь

Если в регионах реконструкция отелей – достаточно редкое явление, то в Москве такие проекты сменяют один другой с середины 80-х. В первую очередь, изменения коснулись знаковых столичных гостиниц. В 1985 году началась десятилетняя реконструкция гостиницы «Националь» (1903 г.).

Впоследствии гостиница вошла в элитную группу Le Royal Meridien компании Starwood Hotels & Resorts Worldwide, а в 2009 году после очередной реновации сменила бренд на The Luxury Collection. В 1986 году начались комплексные работы по реставрации и переоборудованию одной из старейших московских гостиниц – «Метрополь» (1905 г.). Работы вели финские и австрийские специалисты, антикварная мебель реставрировалась в «Эрмитаже». Обновленный «Метрополь», открывшийся в 1991 году, первым в России получил статус «пять звезд».

В 1989 году была закрыта на трехлетнюю реконструкцию гостиница «Бухарест». В гостинице были заменены все коммуникации, совершенно изменилась планировка, и от старого здания остался только фасад. Общие расходы составили около 85 миллионов долларов. В 1992 году реконструированный отель открылся под новым названием «Балчуг Кемпински» и также получил пятизвездочный статус.

С большим размахом проводилась последняя реконструкция гостиницы «Савой» (до первой реконструкции 1987–1989 гг. гостиница, входившая в систему «Интуриста», работала под именем «Берлин»). Масштабные изменения в 2005 году обошлись владельцам в солидную сумму (свыше 20 миллионов долларов). Над новым дизайном гостиницы работали итальянские специалисты во главе со знаменитым архитектором Леонардо Тониони. Гостиница «Украина» (1957 г.) после трех лет реконструкции открылась этой весной под именем Radisson Royal Hotel, Moscow. К услугам гостей – фешенебельные номера и апартаменты, рестораны различных гастрономических традиций, современный конференц-центр и велнесс-клуб с 50-метровым бассейном.

Четырехзвездочные отели также в своем большинстве «выросли» из старых гостиниц: реконструировались гостиницы «Советская» (1952 г.), «Арбат» (1960 г.), «Космос» (1979 г.), «Орленок» (1976 г.) – ныне Korston Hotel Moscow, «Международная» (1980 г.) – сейчас Crowne Plaza Moscow World Trade Centre. На стадии реконструкции находятся гостиницы «Марко Поло Пресня» (1904 г.) и «Пекин» (1955 г.). Гостиницы категории «три звезды» также обновляются. Наиболее яркими примерами являются построенные к Олимпиаде–80 ГК «Измайлово» и отель «Аструс – Центральный Дом Туриста». Новое лицо также получили гостиницы «Заря» (1956 г.), «Академическая» (1976 г.), «Аэрополис» (1980 г.), «Варшава» (1960 г.), «Белград» (1973 г.), «Байкал» (1976 г.), «Охотник» (1980 г.). Трехзвездная «Ленинградская» (1950 гг.) после реконструкции стала отвечать категории «четыре звезды» и получила имя Hilton Moscow Ленинградская. Весной этого года открылась «Катерина Парк» (бывший «Евролюкс»). Обновлению подверглись не только «долгожители», но и гостиницы, построенные в 90-х («Ренессанс Москва», «Ирис Конгресс Отель», «Царицыно»).

В Москве, которая является наиболее интересной площадкой для отельеров, до сих пор остаются гостиницы, ожидающие обновления. УК «ГОСТ Отель Менеджмент» планирует перевести «Сретенскую» в сегмент luxury, работы должны начаться в 2011 году. Вскоре закроется на реконструкцию отель, ставший одним из первых в России для гостиничного оператора Radisson – «Рэдиссон САС Славянская». Компания MosCityGroup планирует приобрести гостиницу «Будапешт», чтобы превратить ее в первый московский отель класса «6 звезд» (это потребует порядка $100 млн.).

Как показывает практика, чаще всего реконструкция и ребрендинг отеля связаны со сменой управляющей компании. Конечно, не все столичные гостиницы были сохранены – некоторые оказалось целесообразнее снести. Так, вместо «Интуриста» был построен престижный The Ritz-Carlton, а на месте легендарной гостиницы «Москва» в 2003 году началось строительство отеля оператора Four Seasons – открытие ожидается в конце этого года.

Попасть в цель

У каждого объекта свой «срок жизни» – период, на протяжении которого его эксплуатация может быть максимально эффективной и доходной. «У торговых центров этот срок составляет примерно 7 лет, чуть больше у офисов и гостиниц – около 10 лет. По истечении этого срока необходима модернизация дизайна, реконструкция и реинжиниринг, – комментирует Дмитрий Золин, управляющий партнер LCMC. – Но есть и другая причина – ошибки на стадии проектирования гостиницы. Российский рынок еще очень молод, и многие проекты, созданные на стадии его формирования, реализовывались неопытными специалистами, нередко с неверно разработанной концепцией или вообще без нее. Такие объекты, безусловно, нуждаются в реновации, но иногда для них достаточно привлечь грамотного гостиничного оператора, чтобы скорректировать зонирование или изменить бренд».

«Реконцепция может быть связана с пониманием несостоятельности прежней концепции, ее неокупаемости и неэффективности. Также на переориентирование отеля могут оказывать влияние внешние факторы, – рассказывает Мария Василенко, директор по маркетингу AZIMUT Hotels Company. – Например, бизнес-отель в регионе, загрузку которого составляли преимущественно командировочные, может быть переориентирован в связи с закрытием ряда градообразующих предприятий города, которые генерировали основной поток туристов».

Однако не всегда обновление дает нужные результаты. По мнению экспертов, основной проблемой является отсутствие четкого видения конечного результата работы с объектом. Перекрасить стены – это не значит сделать реконструкцию или ребрендинг. Чтобы гостиница успешно функционировала в дальнейшем, нужно изменить не только внешнюю составляющую, но и внутреннюю логику. На первом этапе рекомендуется провести комплексное исследование, включающее в себя как оценку самого объекта и его окружения, так и характеристику состояния рынка недвижимости на данный момент.

На втором этапе идет определение и обоснование причины реконцепции, формулировка проблемы, предложение различных вариантов ее решения и выбор концепции. Далее необходимо провести подробную детализацию новой концепции, после чего можно приступать непосредственно к реализации проекта. «В первую очередь необходимо понимать, кто ваши гости, зачем нужна реновация, каковы будут расходы по сравнению с ожидаемым возвратом прибыли и увеличит ли данная реновация стоимость гостиницы, – рассказывает Дэвид Дженкинс, директор группы гостиничной недвижимости DTZ в России и СНГ. – Крайне важно улучшить качество номеров, а также определить, какие функциональные помещения и услуги необходимы для привлечения ваших клиентов. Понимание своего рыночного позиционирования позволит определить необходимый уровень модернизации для того, чтобы быть конкурентноспособным на данный момент и в будущем».

Вопрос цены

Проблемы с финансированием – это основная сложность, с которой сталкивается владелец при реконструкции гостиницы, и основная причина, по которой проект превращается в долгострой. Привлечение проектного финансирования является серьезным препятствием на пути собственника. Как констатирует Кирилл Иртюга, классическое кредитование проектов не выгодно.

Привлечение банковских средств по существующей процентной ставке экономически не интересно, так как серьезно отражается на рентабельности и окупаемости проекта. По его словам, финансирование проектов чаще всего идет с привлечением сторонних инвесторов, которые приобретают пакет акций у собственника гостиницы. «Финансирование получить очень сложно. Банки неохотно финансируют гостиничные проекты, а требующие реконструкции – вдвойне. Банкирам очень сложно объяснять, для чего нужно осуществлять те или иные действия в процессе работы и какой конечной результат это даст», – делится Александр Удалов. В связи с этим компания «Юмако» создала свой инвестиционный фонд – «когда вкладываются свои деньги, легче привлекать к финансированию других».

Как замечает Дмитрий Золин, новый объем доходов, предполагаемый после реновации, можно вычислить, опираясь на план реконцепции объекта. Ориентировочный срок окупаемости будущего проекта рассчитывается по следующей формуле: общий объем инвестиций (с учетом затрат на реконцепцию) нужно разделить на разницу между бывшим до реконцепции объемом доходов и предполагаемым после нее. По доходности гостиничный бизнес занимает четвертое место после складской, жилой и торговой недвижимости. На сегодняшний день сроки окупаемости московской трехзвездной гостиницы составляют 7–8 лет. В Подмосковье период растягивается до 10 лет.

Ломать голову или гостиницу?

Чтобы сделать существующий бизнес эффективным, часто необходима полная реконструкция, что существенно увеличивает затраты инвесторов, и, в конечном счете, может сделать проект экономически неоправданным. «В первую очередь, реконцепция целесообразна для гостиниц, расположенных в центральных и исторических районах городов, а также в зонах высокой туристической активности. Тем не менее, во многих случаях конструктивные особенности существующих отелей не предоставляют возможности для эффективного ребрендинга», – говорит Полина Кондратенко, директор департамента оценки и консалтинга Colliers International.

Советским гостиницам характерны очень маленькие номера, низкие потолки, которые практически исключают возможность улучшения слабой системы кондиционирования. Следующее отличие, совершенно не характерное для мировой практики, это обширные общественные зоны. В России гостиница с номерами уровня «три звезды» и функциональными помещениями уровня «четыре звезды» является весьма распространенным явлением. Еще одна деталь к «портрету»: зачастую многие номера заняты офисами. И заключительный штрих: стоимость подобных капитальных реноваций с трудом может быть оправдана выручкой. «Безусловно, в региональных городах советские гостиницы зачастую имеют прекрасное, самое выгодное, расположение, тем не менее, в большинстве случаев лучшее решение – снести и заново построить», – уверен Дэвид Дженкинс.

Реконструкция зачастую является более затратным проектом, чем строительство «с нуля», так как процессы усложнены детальным анализом объекта, инженерных коммуникаций и оценкой всех имеющихся ресурсов здания. «Реконструкция имеет смысл только в том случае, если в существующей гостинице возможно разместить современные инженерные системы, такие как вентиляция, кондиционирование, и обеспечить функционал в соответствии с действующими сегодня стандартами. В противном случае, лучше снести здание, так как реконструкция обойдется дороже, – предупреждает Александр Удалов, президент компании «Юмако Групп». – Объект советского типа может быть сохранен, если гостиница имеет какое-то историческое значение, представляет интерес именно как гостиница эпохи, например, гостиница «Советская», которая сама по себе уже является брендом». Чтобы работа по реконструкции не была проделана впустую, консультант и исполнитель проекта должен быть профессионалом в своей области.

Главный критерий для выбора исполнителя проекта прост: успешный опыт работы в этой среде, причем обязательно на российском рынке, и хорошая репутация компании. К критериям оценки результатов относятся стабильная высокая заполняемость объекта, успешное функционирование составных частей его структуры, а также уровень доходов в сравнении с показателями, фигурировавшими до реновации.

Мнения экспертов

Дмитрий Золин, управляющий партнер LCMC

Если рассуждать объективно, то гостиницы «советского типа» подлежат сносу. Раньше их переделывали в офисные центры, но к 2010 году требования к офисным помещениям возросли, и теперь такие здания превратить в офисы весьма проблематично. В связи с особенностями технических характеристик подобных объектов, их практически невозможно реконструировать с соблюдением современных требований и стандартов. Именно поэтому достаточно проблематично реализовать качественный гостиничный проект, реконструируя старую советскую гостиницу.

Мария Василенко, директор по маркетингу AZIMUT Hotels Company

Гостинице «советского типа» чаще всего требуется перепланировка номеров, внешняя отделка, обновление фасада, окон, замена сантехники и мебели. В смене названия нет необходимости, если отель имеет положительную репутацию, обладает большим количеством постоянных гостей, высокой степенью лояльности среди местных жителей, а также хорошим уровнем известности и узнаваемости. Экономическая целесообразность проекта реконструкции отеля легко оценивается: по типичной модели рассчитывается, на что повлияет реконструкция, как она отразится на цене номера, загрузке и выручке отеля. Обычно каждые 7–10 лет делается косметический ремонт с заменой покрытий стен, потолков и текстиля.

Проведение полной реконструкции рекомендуется раз в 15 лет. Обновление наших региональных гостиниц (их не закрывали, а лишь выводили номерной фонд из продажи), заняло порядка 2–2,5 лет. Мы постоянно занимаемся реновацией своих объектов. Основные задачи на ближайшее время – перевести под бренд «АЗИМУТ Сеть Отелей» два новых отеля в Ставрополе и Подмосковье.

Кирилл Иртюга, генеральный директор УК «РосинвестОтель» и VOYAGE Hotels&Resorts

Необходимость реконструкции обосновывается, как правило, статистическими данными: показателями снижения загрузки отеля, износа оборудования, номерного фонда и технической базы. Стоит помнить, что обновлением номерного фонда задача не исчерпывается. Реконструкция должна коснуться всего – качества и объема услуг, уровня питания, профессионализма персонала, привлекательности окружающей территории. При этом прогноз окупаемости инвестиций в обновление может быть лишь расчетной цифрой. Если стоимость номера и питания являются конкретными суммами, то один из ключевых элементов доходности – ожидаемая загрузка – это субъективная величина, которую не может гарантировать ни одна гостиничная управляющая компания.

Александр Удалов, президент «Юмако Групп»

К сожалению, в 90% случаев за обновленным фасадом сохраняются прежние законы работы гостиницы. Недостаточно сделать только формальное обновление, необходима продуманная внутренняя логика для меняемого объекта. Здесь нужно чувство духа времени и современное понимание гостиничного бизнеса. Подходящий пример – гостиница «Евролюкс». Прежние владельцы сделали большую реконструкцию объекта: гранитный пол, добротный бар, ресепшен, обновили номерной фонд, – но забыли про такие простые вещи, как раздевалки, столовая для персонала или туалеты на первом этаже для гостей, что отрицательно сказывалось на функционировании объекта в современных условиях.

Полина Кондратенко, директор департамента оценки и консалтинга Colliers International

Насколько успешной будет функционирование гостиницы после ребрендинга, напрямую зависит от профессионализма управляющей компании. Есть примеры увеличения дохода гостиниц после ребрендинга с вхождением в международную гостиничную сеть более чем на 30%.

Дэвид Дженкинс, директор группы гостиничной недвижимости DTZ, Россия и СНГ

Одной из ключевых причин ребрендинга является необходимость изменить восприятие отеля гостями, как нынешними, так и потенциальными. Однако необходимо отметить, что ребрендинг и обновление номерного фонда – лишь первые шаги, за которыми должен следовать постоянный контроль сервиса. Очевидно, что необходимость данных мер обусловлена самим рынком как обязательное условие выживания. Для гостиницы, отличающейся нецентральным месторасположением, особо важны конференц-помещения. Их реновация позволяет привлечь дополнительный доход от организации мероприятий, повышает известность отеля как место их проведения, добавляя ценность продукту в целом.

Конечно, в гостинице "Националь" я не останавливалась, а вот в ресторане "Националь", что при гостинице, довелось побывать один раз, как ни странно, в студенческие годы, в начале семидесятых. Помню, зал, где мы ужинали вдвоём с молодым человеком, показался мне слишком чопорным и ужин слишком официальным и скучным. Мне было там неуютно. Но, в тот момент мне было просто интересно побывать в знаменитом ресторане. Больше мне туда не хотелось.
Это я пишу к тому, чтобы объяснить, почему моя заметка про "Националь" не попала в разряд советов, связанных с темами: "где жить" и "где поесть".
Я напишу о гостинице "Националь", как о месте, представляющем художественную и историческую ценность. Информация взята с сайта гостиницы.
Гостиница Националь в Москве построена в 1903 году по проекту архитектора Александра Иванова. Роскошное здание отеля создано в эклектическом стиле с элементами модерна. Отель больше похож на музей. Он украшен природным камнем и лепниной, мрамором и витражными окнами. Пол из мозаики. Уже в то время отель был оборудован лифтами и системой вентиляции, телефонной связью.
Первоначальное название гостиницы - «Национальная». По замыслу создателей, гостиница была предназначена для приема и обслуживания высокопоставленных иностранных гостей и представителей российской государственной и военной элиты.
В 1903 году «Национальная» насчитывала сто шестьдесят номеров, среди которых самыми дорогими и роскошно отделанными были апартаменты на третьем этаже гостиницы: номер 101, до 1917 года называвшийся «Гостиная Людовика XVI» и номер 115, носивший имя «Гостиная Людовика XV».
В 1903 году стоимость за проживание в гостинице колебалась от 1 рубля 50 копеек до 25 рублей в сутки. Для сравнения в начале XX века земские учителя и врачи получали жалованье 10 - 15 рублей, что являлось неплохим доходом.
В «Национальной» предпочитали останавливаться не только министры, чиновники и дипломаты. Среди постояльцев гостиницы было множество деятелей искусства - знаменитая русская балерина Анна Павлова, французский писатель Анатоль Франс, английский писатель Герберт Уэллс. В 1903 году одним из самых именитым постояльцем "Национальной" был выдающийся русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Октябрьская революция 1917 года роковым образом изменила судьбу «Национальной». В 1918 году Советское правительство переехало из Санкт-Петербурга в Москву, и пока для Правительства в спешке приводили в порядок помещения в Кремле, пострадавшие от артиллерийского обстрела в ходе уличных боев, гостиница «Национальная» стала временным пристанищем для Ленина, Крупской, Дзержинского, Троцкого, Свердлова и других представителей коммунистической элиты. Ленин и Крупская прожили 7 дней в номере 107.
После переезда Советского правительства в Кремль гостиницу стали именовать в духе революционного времени, по-новому - «Националь», Первый Дом Советов.
Капитальный ремонт гостиницы продолжался с 1 июля 1931 года по 31 декабря 1932 года. Оборудование вновь открывающихся гостиничных номеров «Националя» осуществлялось из резервного фонда, созданного после Октябрьской революции в результате «расформирования» усадеб и дворцов. В числе предметов внутреннего убранства в «Национале» оказались мебель и произведения искусства, в том числе, из Царскосельского и Аничкова дворцов.
Новое масштабное полотно площадью в 120 квадратных метров, размещенное к 1932 году на фасаде вновь открывшегося «Националя», изображало индустриальный пейзаж - вышки электропередач, заводские трубы и трактора – все, что по мнению идеологов советского искусства 1930- х годов, лучше отражало дух времени, чем первоначальный античный сюжет в духе модных тенденций конца XIX начала XX веков.
С 1991 по 1995 г. в «Национале» была проведена масштабная реконструкция. 9 мая 1995 года гостиница «Националь» вновь открыла свои двери для гостей под брендом «Le Meridien», одним из крупнейших гостиничных брендов, объединяющего пятизвездочные отели по всему миру.
1 сентября 2009 г. гостиница «Националь» стала первым и единственным в России отелем сети The Luxury Collection, покинув бренд Le Meridien, также принадлежащий компании Starwood Hotels & Resorts.
The Luxury Collection насчитывает более 60 отелей по всему миру. Все они - эксклюзивные отели с уникальной историей и архитектурой, высочайшим уровнем сервиса для самых взыскательных и респектабельных гостей.
Сегодня среди гостей «Националя» по-прежнему лидеры государств и видные политики, общественные деятели и ученые, бизнесмены и писатели, актеры и музыканты, поэтому «Националь» и поныне - в центре общественной, политической и культурной жизни страны и мира, принимая глав государств Большой Восьмерки, гостей Московского Международного кинофестиваля и т.д.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.



error: Контент защищен !!