Семь интересных фактов о ковке. Интересные факты о кузнецах Интересные факты о художественной ковке

Искусство обработки металлов методом ковки - древнее, если не древнейшее прикладное искусство. позволила человечеству создать инструменты и приспособления превосходящие свои аналоги из природного подручного материала по прочности, производительности и сроку службы. Первыми металлами, испытавшими на себе холодную ковку были самородные формы золота и меди. В экспериментах со сплавами родилась бронза. Впоследствии обработка метеоритного железа произвела настоящую революцию в науке и оружейным деле тех времён. Стали (сплавы железа и углерода) открыли широкие перспективы в сельском хозяйстве и множестве прикладных ремесел. Переоценить значение появления железа среди обрабатываемых материалов для эволюции и прогресса человечества, практически, невозможно. Во всех отраслях деятельности человек издревле использует те или иные изделия или инструменты из стали. Народная поговорка гласит, что кузнец - всем ремеслам отец.

Теперь несколько фактов о ковке и кузницах, которые, как нам кажется, могут быть Вам интересны или полезны.

- Кузнецы - боги, полубоги, потомки богов. Во всех ранних языческих культурах человечества в пантеон главных (верховных) богов входил бог-кузнец или бог, так или иначе связанный с процессом обработки металлов, повелитель огненных стихий и покровитель ремесел. Примеры: Тор у скандинавов, Веланд (Воланд) у европейцев, Гефест (Вулкан) у греков. Секреты добычи руды и аффинажа металлов были строго законсервированы в кругу посвященных. И как следствие, обрастали слухами и мифами. Таинственности добавляло использование в первых кузнях, помимо бронзы и меди, метеоритного железа, неземное происхождение которого уже тогда не вызывало особых сомнений. Ковка производилась в условиях секретности, работа велась с "небесным металлом", навыками обладали единицы, изделия ценились невероятно высоко - этих факторов вполне достаточно для возведения кузнеца на высшую степень иерархии в племени или раннем государстве. Дальше народное творчество: кузнецы - шаманы, колдуны, повелитель стихий, жрицы огня и так далее. Сама же ковка стала сродни священнодействию. Думаю, первые кузнецы и сами были не прочь нагнать тумана. На Руси богом-кузнецом был Сварог - прямой потомок Рода, посланный создать человеческий мир и устроить миропорядок. Кузнецы числились жрецами Сварога. Неоспоримая польза, приносимая сообществу, неизменно делала кузница положительным героем эпоса, мифов, сказок. Процесс превращения буро-красной глины (болотной руды) в необходимые в хозяйстве предметы и дивные украшения несведущей публике казался колдовством. Кузни всегда строились на особицу, во-первых, ввиду повышенной опасности возникновения пожара при плавильном процессе, во-вторых, для удобства снабжения рудой и углем. Даже односельчане старались не проявлять особого интереса к производству из-за множества примет и суеверного страха. На территории центральной России при раскопках находили артефакты кузнечного дела из стали датируемые V-VI веками н.э. Остатки найденного оружия и предметов быта свидетельствуют о высочайшем мастерстве художественной ковки приемников дела Сварога того времени. Изделия были не только искусно выкованы, но и изящно украшены. Применялась как бедная болотная руда, так и стали из относительно чистого железа, что свидетельствует о наличии науки рудознания и высокого уровня плавильного дела. Встречались сплавы и из "небесного железа". На смену Сварогу покровительство над кузнечным рукомеслом приняли христианские святые - кузнецы Кузьма и Демьян.

Почему кузня без окон? Старинная кузня представляла собой сруб часто врытый в землю или имеющий насыпи на стены. Окна отсутствовали. Такая конструкция служила для удобства поддержания температурного режима, а полумрак облегчал кузнецу определение нужной температуры для ковки по цветам каления металла и характеру производимой при ковке искры. Правильное определение ковочный температуры непосредственно влияло на качество изделия. Ошибки в технологии "на глазок" стоили очень дорого, ведь железо и стали доставались тяжелым трудом и в ограниченном количестве.

Температура ковки стали 850 – 1200°C. Много это или нет? Сегодня нас мало что удивляет, в том числе эти цифры. Но, представьте сельскую кузню, где несколько подмастерьев должны были потратить около часа, работая ручными мехами для разогрева одной детали на древесном угле. Для сравнения, природная лава течёт по склону вулкана, имея температуру около 1000°С. Для определения оптимальных ковочных температур, сегодня используется термопара или пирометр, а раньше все держалось на опыте.

Железо – драгоценный металл. Именно так, драгоценнейшим металлом по степени полезности человечеству называли железо многие известные люди, например: просветитель В. Певшин (XVIII в.), химик А. Коренев (XIX в.), историк Я. Говер (XIX в.). С этим невозможно спорить, учитывая роль "простого" железа в прогрессе цивилизации.

- Стереотипы и мифы о кузнецах и ковке. На большинстве картинок в интернете посвященных теме кузнецов и ковки мы обнаруживаем умилительное изображение дюжего молодца, этакого былинного богатыря с огромной кувалдой на замахе. Часто: молот в одной руке и обрабатываемый меч исполинских размеров в другой. Продолжают набор стереотипов упругие мышцы оголенного торса под кожаным фартуком и снопы искр. Так вот, на этих картинках с особым пафосом изображен молотобоец. На самом деле, кузнец, всю сознательную жизнь посвятивший ремеслу, как правило, был сух и жилист. Это объясняется условиями горячего цеха. По сути, он являлся "продуктом" горячего копчения. Кузнец руководил процессом ковки небольшим молотком – ручником (ударение на первый слог), подавая указания молотобойцу куда, как и с какой силой наносить удар по заготовке. Подручный доставал заготовку из горна и удерживал ее на наковальне во время ковки при помощи кузнечных клещей. Все должно было происходить крайне слаженно и быстро, пока металл сохраняет ковочную температуру. Из-за отсутствия механизации, один человек мог работать только с мелкими поковками. Молотобоец в кузне представлял собой грубую физическую силу. По сути, он был наемным работником, вершинами кузнечного мастерства овладеть не успевал. Постоянные удары по твёрдой поверхности "сушили" руки молотобойца, разрушали и деформировали суставы. Это был очень опасный и вредный для здоровья труд. Учениками же кузнеца, как правило, становились мальчики из числа работающих на кузнечных мехах и мехах сыродувной плавильной печи. Они имели возможность за работой наблюдать процесс ковки, сызмальства набираясь знаний. Стать учеником кузнеца было большой удачей, а конкурс был как в современных вузах.

Фамилии образованные от слова "кузнец". О значимости кузнецов в обществе и престиже профессии косвенно свидетельствует фамилия "Кузнецов" – одна из самых распространенных в России. Такая ситуация наблюдается по всему миру: Ковали, Ковальски, Ковачи, Шмидты, Смиты, Фераны, Эррэйры имели далёкими предками представителей кузнечных династий.

– Метаморфозы семантики Как ни странно, слово "коварство" имеет в своей корневой основе "ковка, ковать ". Означало оно "мастерство, умение, знание" и имело сугубо положительный смысловой окрас. Со временем слово и производные от него изменили свое лингвистическое значение на "двуличный, подлый ". Такие случаи не единичны, примером тому значение слов "ведьма", "ведьмак" (ведунья, ведун), которые также означали людей знающих, сведущих, а позже превратились в "колдунов", сели на метлы и стали питаться царевичами. Современные наследники огненного кузнечного ремесла, настоящие мастера смело могут именовать себя "коварными ведунами" в память о древних представителях знатной профессии.

Кузнец - мастер по обработке металла ковкой.Профессия кузнеца одна из самых древних.Людей поражало, что кузнец делал ценные вещи почти из “ничего”, из куска какого-то бурого камня. Поэтому многие народы считали кузнеца “вещим человеком”, чуть ли не чародеем. “С кузнецом не положено на “ты” говорить”,— подмечает финская поговорка. “Тысяча ударов портного — один удар кузнеца”, — почтительно говорили узбеки.

Кузнечное ремесло и профессия кузнеца всегда были в почете. Отовсюду в каждой деревне или поселении вели тропки к сельской кузнице. Возле нее всегда было шумно и весело — скучать кузнецу не приходилось. Прохожие мимо кричали: «Кузнец, а кузнец, выкуй мне счастье?». «Чего Бог не даст, того тебе кузнец не выкует», — слышался ответ из кузницы. Издавна люди научились добывать железо из болотной руды и обрабатывать его в специальных помещениях-кузницах. И недаром их крыши украшались небольшими железными петушками. Ведь кузнечное ремесло было связано с огнем, а значит, с тайной, легендами и мифами, преданиями и поверьями, обрядами и ритуалами.

История возникновения художественной ковки насчитывает тысячелетия. Археологами найдены кованые предметы ручной работы, которые изготовлены около 8 тысяч лет назад. В основном это были предметы украшения. А первые упоминания о кузнецах и кузнечном ремесле находим еще в древнегреческих мифах. Для распятия Прометея на кавказской скале божественный кузнец Гефест выковал гвозди. Это упоминание и принято считать отправной точкой зарождения художественной ковки и кузнечного дела. Интересен тот факт, что имя Каина, первого сына Адама и Евы, имеет этимологию происхождения непосредственно связанную с кузнечным делом, и означает «кузнец». Среди потомков Каина, был кузнец Тувалькаин, который всю жизнь посвятил кузнечному ремеслу. В Библии мы находим упоминания о кованых изделиях, сделанных изобретательным Тувалькаином, которые использовались в земледелии и в качестве военных орудий. Художественная ковка также упоминается и в описании целых кварталов в Иерусалиме, такие кварталы, как правило, были населены исключительно кузнецами. Существует рассказ о сооружении Иерусалимского Храма при царе Шломо, так вот это и есть одно из первых упоминаний о работе кузнецов при сооружении стен. Кузнецы изготовили двери, ворота, замки и засовы.

Как гласит история, кузнечным делом на Руси начали заниматься в VI-IV вв. до н.э. Древние люди били колотушками губчатое железо в холодном состоянии, чтобы удалить из него все примеси. Затем они догадались, что для того чтобы придавать металлу нужную форму, его лучше нагревать. Первые наземные печи появились в X веке, они использовали воздух, который нагнетался с помощью кожаных мехов. Мехи раздувались вручную. Эта работа делала процесс варки очень тяжёлым. По окончании "варки" железа домницу ломали, удаляли посторонние примеси и ломом извлекали из печи крицу. Для того чтобы тщательно проковать горячая крица захватывалась клещами. Проковка удаляла с поверхности крицы частицы шлака и устраняла пористость металла. После этого крицу снова нагревали и клали под молот. Такая операция повторялась несколько раз. Для новой плавки верхняя часть домницы реставрировалась или строилась заново. В более позднихдомницах передняя часть уже не ломалась, а разбиралась, и расплавленный металл стекал в глиняные ёмкости.

Древнерусские кузнецы производили разнообразные вещи, необходимые в быту, аксессуары, утварь и т.д. Ожерелья, перстни, подвески, пряжки, оплечья, застежки, браслеты или детали конской сбруи, дверные замки, петли на сундуки и ларцы, и оковки для них, боевые топоры, шлемы, мечи, кольчуги - все это и многое другое было результатом работы кузнецов, настоящих мастеров своего дела.

Знаменитый кузнец - Никита Демидов

В Тульском музее оружия, расположенном в 300-летнем Тульском Кремле, имеется старинное оружие, принадлежащее эпохе Чингисхана.

Сегодня, как и много лет назад изделия тульских оружейников очень популярны не только в России, но и во всем мире. В Конструкторском Бюро приборостроения разрабатывается высокоточное оружие для различных войск, которое используется в армиях многих стран. Такие государственные предприятия как «Сплав» знаменито реактивными системами залпового огня «Ураган», «Град», «Смерч» и разной продукцией мирного назначения, начиная медицинской и заканчивая полиграфической техникой.

Тула и Урал приобрели известность залежами разных видов металлов благодаря династии Демидовых. Сибирские охотники по сей день применяют 275-летние винтовки, изготовленные на Тульском оружейном заводе. Никита ДемидовичАнтуфьев (Антюфеев), который более известен под фамилией Демидов, был владельцем кузнечной мастерской в Туле. Отец Никиты, Демид Григорьевич был крестьянином из села Павший, расположенного в 20 верстах от Тулы. В конце 1660-х годов он был кузнецом в Тульской слободе, и занимался изготовлением оружейных стволов. Его сын Никита начинал свой путь работником у мастера - кузнеца.

Петр I, познакомился с Никитой Демидовым во время одного из посещений Тулы. Кузнец отличился при выполнении царского заказа (было выковано три сотни алебард и уже привезены спустя месяц в Воронеж). Демидов и в дальнейшем еще не раз удивлял Петра своим мастерством, что и повлияло на расположение царя к нему.

В 1694-1695 годах Демидов создал в Туле свой первый завод, а в 1702 Петр I передал ему и его семье в пользование на 20 лет Невьянский железоделательный завод, на котором в годы Северной войны изготавливалось и поставлялось оружие и боеприпасы для русской армии.

В 1709 году Демидов получил чин комиссара, а в 1720 году дворянский. На гербе был изображен молот, шишак и три рудоискательные лозы, что отражало род занятий рода Демидовых.

Разумеется, что роль этих ремесленников в наше время немного меньше, чем в былые времена, поскольку многие процессы механизированы и люди, изготавливающие металлические предметы сегодня не обязательно должны быть кузнецами. Но все же, декоративные элементы — такие как навесы, заборы, оградки, перила, ворота, кованая мебель и предметы интерьера — должны выполнятся только вручную. А если рассмотреть это в плане сектора экономики, то выходит солидный сегмент народного хозяйства.
Если в старину основным местом работы была кузница, то теперь в результате индустриализации многие кузнецы работают в цехах предприятий.
Хотя по-прежнему всё ещё существуют кузницы, где мастера занимаются, как правило, художественной ковкой, литьём.
Часто в кузнечных цехах и кузницах работают бригадой. Её состав зависит от видов работ и применяемого оборудования. При ручной ковке кузнецу-молотобойцу могут помогать стажёры.
На производстве бригадой руководит бригадир.
Кто может работать кузнецом? Конечно, человек, физически сильный. У него должно быть хорошее зрение, идеальный глазомер, способность переносить высокие температуры, зрительная память. И, как говорят сами кузнецы, для успешной работы нужно уметь чувствовать материал.
Художественной ковкой обычно занимаются люди, художественно одарённые, умеющие рисовать, склонные к занятиям прикладными видами искусства.
При этом важно учесть физические нагрузки, с которыми приходится справляться кузнецу.
Мастерами художественной ковки часто становятся выпускники художественных вузов. В частности, в художественных вузах существует специальность «художественная обработка металлов».
Технологии художественной обработки металлов (художественная ковка, художественное литье) преподаются в металлургических вузах. Например, в Московском государственном вечернем металлургическом институте.
В Школе кузнечного искусства при том же вузе можно получить специальность
«кузнец-художник».

Задачка

Кузнецу принесли пять цепей, по три звена в каждой, и поручили соединить их в одну цепь. Кузнец решил раскрыть четыре кольца и снова их заковать. Нельзя ли выполнить ту же работу, раскрыв меньше колец?

(Ответ:Можно раскрыть три звена одной цепи, а потом этими звеньями соединить четыре оставшихся куска.)

Кузнец

Подгорный мастер, рудознатец,
Куёт он латы и мечи.
И никогда не потухает
Живой огонь в его печи.

Стоит у горна чёрн и грязен,
Металла славный чародей,
Но гордый лик его прекрасен -
В глазах горит огонь идей!

Он властелин огня и стали.
Всегда в труде, всегда в поту.
Под звонкий грохот наковальни
Куёт он людям красоту.

Гефеста ученик упорный,
Ему от бога дан талант.
В его руках звенит покорный,
В огне рождаемый, булат!

Николай Забурунный

"ГИМН КУЗНЕЦАМ РОССИИ"

стихи Николая Лисунца

Союз кузнецов! из времен тех древнейших
Вам славу и честь мы желаем пропеть.
Огонь укротивши, и в нем не сгоревши,
Ковали они самородную медь.
Веков уже пятьдесят как живет их искусство,
И золото тоже ковали они.
А храм куполами венчали искусно,
светящими издали, словно огни!

Кузнец-всем ремеслам отец.
Трудяга, воин и творец!
Любой металл он сможет проковать

Кузнец у истоков стоял технологий,
Как плавить железо и сталь отливать,
Открывши дорогу профессиям многим,
Как в кузнице кадров- победы ковать.
А если противник захочет глумиться
Над нашей историей и над страной
Оружьем из стали мы сможем отбиться,
Что нам кузнецы изготовят с тобой.

Кузнец- всем ремеслам отец.
Трудяга, воин и творец!
И мастерства ему не занимать.

Идет пароход, и взлетает ракета,
Рабочего молот и серп у жнеца.
И в каждой детали конструкции этой
Есть вклад и частица труда кузнеца.
Умножим святое, древнейшее дело,
Что требует сил и уменья двоих.
Трудом закаляет ослабшее тело,
И наш укрепляет возвышенный дух.

Кузнец- всем ремеслам отец.
Трудяга, воин и творец!
Любой металл он сможет проковать,
И мастерства ему не занимать.

Загадка

Пламя пышет жаром,

Льётся пот с лица,

Звонко бьёт по стали

Молот...

(Кузнеца.)

Викторина

Этот человек, по долгу своей профессии, должен был иметь бороду, а также привычку работать в полумраке.

Каждый из нас по отношению к своему счастью.

Каждый человек по отношению к собственному счастью.

Комедия итальянского писателя П.Аретино.

Ковкий мастер.

Мастер горячей обработки металла.

Рабочая специальность бога Гефеста.

Лесковский Левша по профессии.

Кем по профессии был цыган Будулай?

Стихотворение Есенина.

Профессия гоголевскогоВакулы.

Американский экономист, лауреат Нобелевской премии (1971 г.).

Бог Гефест по профессии.

Одним из древнейших искусств обработки металла является ковка. С ее помощью люди создавали железные изделия, необходимые и облегчающие жизнь далеких времен. Выплавленные приспособления и инструменты особо ценились из-за своей прочности и долговечности. Найденные в Центральной России стальные образцы V-VI столетия нашей эры говорят об отменном профессионализме кузнечных мастеров.

Раскопанные артефакты не только мастерски изготовлены, но и искусно декорированы. Об этом свидетельствуют находки останков кухонной утвари и дивных украшений.

Появление железа

Первыми материалами, используемыми в ковке, были природные золотые и медные самородки. Позднее, экспериментируя со сплавами, кузнецы выплавили бронзу. Важным открытием и прорывом в науке и оружейном мастерстве стала обработка метеоритного железа. Сплав железа и углерода дал большую перспективу в развитии многих отраслей, от сельского хозяйства до металлообрабатывающего.

Стальные предметы человек издревле использовал как в домашнем быту, так и в других областях деятельности. Поэтому кузнечное ремесло так высоко почиталось в обществе. Не зря народная мудрость гласит: «Кузнец - всем делам отец».

Боги-кузнецы

С ранних языческих времен главенствующими в иерархии богов были боги, полубоги-кузнецы или их потомки, связанные со стихией огня и процессом обработки железа. Нам известны такие покровители кузнечного ремесла: Гефест - греческий бог, Тор - скандинавский, Воланд - европейский. В народных поверьях встречаются кузнецы — колдуны, шаманы и повелители огненных стихий.

В Древней Руси почитаем Сварог — бог-кузнец, посланный на Землю для устройства человеческого мироздания. Помощники-кузнецы были жрецами Сварога. Они наделены в историческом эпосе положительными характеристиками героев: небывалой силой, отменным мужеством и невероятной выносливостью. Кованые вещи очень ценились, отсюда и проистекает огромный авторитет кузнеца в общине и государстве раннего периода.

Таинственность превращения болотной руды

Тайны добычи руды были засекречены и доступны узкому кругу, поэтому обрастали домыслами и слухами. Мифичности этому прибавляло использование в кузницах «метеоритного железа». Ему придавали особенное неземное происхождение. Туманности нагоняли и сами кузнецы-ремесленники. Действия с «неземным материалом» велись в строгой секретности и были доступны единицам. Даже односельчане боялись проявлять интерес к тому, что творится в мастерских из-за страха и суеверных предрассудков.

Кузницы всегда воздвигали на окраинах поселения, ввиду противопожарной безопасности, а также неподалеку от запасов руды и угля. Их строили вкопанными в землю. Окон в помещении не было. В таком сооружении удобно поддерживать нужную температуру. Полумрак помогал мастеру «на глаз» определять уровень разогрева металла, что определенно влияло на качество кованых элементов.

Температурный режим

Разогреть железо требовалось до температуры 800-1200 С. Мало это или много? Сейчас такие величины никого не удивляют. Но в старину, чтобы добиться таких температур необходимо было потратить не один час. Сталь доставалась очень тяжелым трудом. Кузнецы-подмастерья вручную раздували кожаные меха в плавильной печи, а сегодня для этих целей применяют пирометр или термопар.

Мифы о мастерах-кузнецах


Рассматривая картины о кузницах и кузне видим обычно изображение накаченного богатыря с массивной кувалдой в руках. Оголенный по пояс торс накрыт кожаным фартуком, под ним видны крепкие мышцы. Из-под молота вылетают горящие искры. Так пафосно выглядит представитель кузнечной профессии на иллюстрациях. В действительности человек, занимающийся многие годы ковкой, часто жилист и высушен каждодневной жарой.

Мастер руководил процессом ковки - держал ручник и подал команды подмастерью, когда и куда бить по раскаленной заготовке. Весь цикл должен происходить быстро и слаженно, пока не остыло железо. Постоянные удары не только сушили руки молотобойца, но и приводили к заболеваниям и деформации суставов. Все это издержки работы в горячем цеху. Труд кузнеца был вреден и опасен для здоровья. Но несмотря на это, попасть в ученики к ремесленнику-кузнецу было огромной удачей.

Евгений Родин

Ковка – это один из самых древних и широко используемых способов обработки металла. Еще в 4-3 тысячелетии до н.э. сначала холодная, а затем и горячая ковка появились в древнем Иране, Египте и Месопотамии. Посредством ковки из железа изготавливались некоторые предметы быта, инструменты, сельскохозяйственные орудия, а также доспехи, оружие и конские сбруи.

Ковка – это один из самых древних и широко используемых способов обработки металла. Еще в 4-3 тысячелетии до н.э. сначала холодная, а затем и горячая ковка появились в древнем Иране, Египте и Месопотамии. Посредством ковки из железа изготавливались некоторые предметы быта, инструменты, сельскохозяйственные орудия, а также доспехи, оружие и конские сбруи. Художественная ковка в Набережных Челнах делается все так же.

Железо поддается обработке хуже некоторых других металлов поэтому его необходимо разогревать до высокой температуры (около 1000 ºС) для того, чтобы получить необходимую форму. Трудно представить, но приблизительно такую температуру имеет лава, начинающая спускаться по склонам вулкана.

Во всем мире одна из самых распространенных фамилий произошла от кузнечного ремесла. Кузнец был очень известным и необходимым человеком в каждом селении, поэтому фамилии по этому признаку появлялись повсеместно. Российская Кузнецов, Ковалёв, Ковальчук, украинская Коваль, Коваленко, польская Ковальский, немецкая Шмидт, английская Смит, испанская Эрреро, французская Ферран вот некоторые из наиболее часто встречающихся фамилий в разных странах.

От слова «ковать» произошло существительное «коварство». Древние славяне считали ремесло кузнеца непонятным и таинственным. Кузнец или «коварь» кует ковы, путы. Словосочетание «строить ковы» трактовалось еще и как строить козни, а «вязать путы» значит опутывать. Первоначально слово «коварство» означало мудрость, умение. Позднее значение слова изменилось, «коварство» стало обозначать злостные планы, умыслы. Вместе с тем выражения «ковать свое счастье» или «ковать свою судьбу» имеют положительный смысл.

В ХХ веке с развитием тяжелой промышленности процесс ковки упростился, ручная художественная ковка была вытеснена прокатным и штамповочным производством, на смену ей пришли сварные конструкции

В наш век стандартных изделий и их массового производства художественная ковка является одним из последних дошедших до нас «живых» ремесел. Каждое творение художественной ковки изготовляется вручную кузнецом, и от его умения и фантазии во многом зависит качество и безупречность конечного произведения.

Ежегодно в Донецке проходит Международный фестиваль кузнечного мастерства. Лучшие произведения кузнечного искусства остаются в парке в дар городу. Здесь собрано уже более 70 работ, среди которых поляна сказочных героев, беседки влюбленных, аллея знаков зодиака. Глядя на эти творения, понимаешь, что только талантливый человек может вдохнуть жизнь в металл. В Минске в городских парках и на площадях также есть свои кованые персонажи: бабушка с семечками, почтальон, девочка с зонтиком и т.п.

С приходом в нашу жизнь персональных компьютеров изготовление уникальных и сложных кованых изделий не обходится без компьютерного трехмерного имитационного моделирования. Эта технология позволяет еще до начала производства подобрать необходимые технологии, оборудование и заготовки для будущего кованого изделия.


Вера в то, что лошадиная подкова приносит счастье – одно из самых распространенных суеверий. Впрочем, о волшебных свойствах подков было известно еще в давние времена, когда продавали их не в сувенирных магазинах, как сегодня, а ковали в кузнях кузнецы… И, конечно, без магии тут не обходилось.

Подкова на счастье

Если кто-то находил на дороге , ее прибивали над дверью концами вверх. Объяснялось это тем, что дьявол, от которого, собственно, и должна была защищать подкова, ходит кругами. Так что, дойдя до конца подковы, он развернется и повернет назад.

Откуда же возник сам культ подковы? На Британских островах родилась легенда о Св. Дунстане. Последний, мол, трудился кузнецом, и как-то к нему явился сам нечистый с просьбой подковать копыто. Дунстан для виду якобы согласился. Но на самом деле приковал «клиента» к стене, да так крепко, что тот аж запросил пощады. Тогда святой пообещал освободить его, если он поклянется, что никогда не войдет в дом, над дверьми которого прибита подкова.

В подковах от «железных» мастеров нуждались и тележники, и владельцы возов. Кузнецы занимались изготовлением шин для колес, для чего рядом с кузницей устраивалось специальное приспособление - «натягач». Обувая колесо к телегам, кузнец разогревал шину и надевал на колесо. Шина, остывая, стягивала деревянные дуги на спицах, затем их закрепляли заклепками.

Кузнецы никогда не сидели без работы. Изготавливали они и самые разнообразные бытовые вещи - замки, щеколды, навесы, кресты…

Почетом среди земляков пользовались мастера, которые удивляли односельчан причудливо сделанными железными «мудришками». Немало кузнецов увлекалось . Так, во многих местностях Мещеры ценились кованые сундуки, разукрашенные дивными орнаментами.

В основном каждая кузница специализировалась на изделиях какого-то одного вида. Это зависело от наклонностей кузнеца и спроса со стороны окрестных жителей. Так, в Васюковке Шатурского края Подмосковья ковались подковы, обручи к бочкам, насечки к жерновам. А в неподалеку оттуда расположенной Варюковке изготовлялись оси к мельничным колесам, жерновам, точильным камням, щипцы и клещи.

Нередко кузницы располагались близ плотин, где стояли и водяные мельницы; вода и крутила мельничные жернова, и раздувала кузнечные меха.

«Подкованная» любовь

Поскольку кузнецы имели дело с огнем и железом – двумя из основных природных стихий, они слыли людьми, связанными с потусторонними силами. Считалось, что кузнец может «выковать» счастье для влюбленных или «сковать» для жениха с невестой «свадьбу крепкую». Древние славяне нередко причисляли кузнецов к волхвам – по-славянски - жрецам. Кузнецы-волхвы числились покровителями брака и исполняли важную роль в свадебных ритуалах. Например, занимались выковыванием обручальных колец, которые в старину для простых смертных изготавливали обычно не из золота, а из железа или меди. Золотые кольца могла себе позволить только элита, существовавшая во все времена.

Во время пели подблюдные песни о кузнеце, кующем свадебный венец. На игрищах парни, ряженые кузнецами, «подковывали девок» – задирали им ноги с помощью клещей, а также били молотком по палочке, приставленной к ступне, как по наковальне. Конечно, все понарошку. Затем обычай ушел, но осталось простонародное выражение «подковать девку» - так именовали вступление с девушкой во внебрачную связь, что у наших предков было редкостью и, конечно, не поощрялось.

«Колдовское» ремесло

Еще бытовала поговорка: «Кузнец кует, а жаба ногу подставляет». Вспомним легендарного Левшу из повести Николая Лескова, которому удалось подковать блоху. Хотя в этом произведении нет намеков на какую-либо мистику (разве что сам факт подковывания блохи), понятно, что такое могло оказаться под силу лишь тому, кто пользовался потусторонней помощью.

В русских народных сказках таким помощником для кузнеца является черт. Благодаря колдовским умениям кузнец мог перековать человеку голос – сделать из грубого тонкий, перековать старика в юношу, щипцами «прижать» болезнь или «прищемить» беду, выковать талисман на счастье или амулет для защиты от злых сил… Наконец, он обладал властью над тем же чертом, вынуждая его прекратить свои злые дела.

Кузнец своего счастья

Возле сельских , как водилось, всегда крутились люди. Приходили туда даже без особого дела, просто почесать языки. Недаром Александр Твардовский в поэме «За далью – даль» писал про сельскую кузницу, запомнившуюся ему с детства:
На малой той частице света
Была она для всех вокруг
Тогдашним клубом, и газетой,
И академией наук.
«Кузнец, кузнец, выкуй мне счастье», - просила девушка. «Чего Бог не даст, того, милая, тебе кузнец не выкует», - вздыхал путник. И тут с воза, колеса которого были уже одеты в новенькие железные шины, раздавалось: «Каждый своего счастья кузнец!» Так и пошла по свету эта поговорка.


error: Контент защищен !!