Скриптонит – Дом с нормальными явлениями. Рецензия: Скриптонит "Дом с нормальными явлениями" Дом с нормальными явлениями скриптонит

Даниил Осипенко

“Дом с нормальными явлениями” - альбом, который полностью оправдал возлагаемые на него ожидания. Более того, релиз пришелся по вкусу, даже тем, кто от него ничего не ждал вовсе.
Впервые за много лет в уютном болотце русскоязычного рэпа прогремел выстрел. Громкий и раскатистый. Причем выстрел из самой настоящей пушки, а не из нелепого велодога, как в случае с еврейским грайм-исполнителем.
Стены пошатнулись. Игра завертелась. Рэп-артисты всех мастей дружно запели дифирамбы стрелявшему.
Но так ли релиз казахского приемника Басты хорош, как его хвалят? Давайте разберемся.

Успех данного релиза настолько велик в виду нескольких причин:

Во-первых.
Альбом базируется на любимой западными рэп-исполнителями формуле:

Pussy (сучки) + Money (деньги) + weed (наркота) = Profit (прибыль)

На этих трех китах держится смысл жизни - всей целевой аудитории жанра.
Мир нахрен рухнет, исчезни из жизни рядового слушателя все эти три веши.
Причем эта формула работает одинаково хорошо, как относительно тех, кто покупает релиз на деньги тайком свиснутые из маминого кошелька, так и тех кто отдает свои кровные.
Но это лишь одна треть успеха.

Во-вторых.
Дебютник Скриптонита - это такая насыщенная гамма звуков, что словами не передать. Надо услышать.
Жанров намешано чертова уйма. Здесь есть все: от бумбэпа до рок-н-ролла, от кранка до Джи-фанка. Бери, не стесняйся.
Все очень музыкально и красиво. Хуки крепко и надолго врезаются в память.
Биты настойчиво напоминают, что головой можно не только кушать, но и ритмично покачивать. Дерзкий флоу Скриптонита, как нельзя кстати.

В-третьих.
На мой взгляд, самое важное в альбоме, это его философия и атмосфера.
Практически любой молодой человек может с легкостью провести параллель между своей жизнью и тем, чем с нами делится Адиль на своей пластинке.
Каждый может найти на релизе хоть что-то, что пересекается с ситуациями которые он пережил или переживает сейчас.

Вставай в очередь. Налетай.

Ты мечтаешь поднять бабла, вырваться из нищеты и отдать свой священный долг перед родителями?

Тогда возьми “Бумажки” - своеобразный гимн всех молодых людей из низов, приправленный философскими рассуждениями.

До того замучила депрессия, что приходиться глушить ее алкоголем?

- “Коньяк” - получите, распишитесь. квинтэссенция одиночества и тщетности бытия в одном флаконе.

Брат, у тебя не здоровые и деструктивные отношение с твоей барышней?

Бери “Танцуй сама”.

И что в итоге?

Если бы не обилие жаргона и невнятная дикция (читай: халатное отношение к записи), то релиз бы нашел отклик у более широкой массы людей.
Хотя может он и не нужен вовсе.

В сухом остатке, мы получаем, наверное альбом года, если не пятилетки. И дружно ждем второй альбом Скриптонита, который выйдет совсем скоро.

Эдик Долгополов

Ух ты, как Скрипи все перевернул! Теперь рэпер-алкаш – это снова круто! Долгие годы рэп старался абстрагироваться от пропаганды (пропаганда – это упоминание же, а не только призывы) вредных бяк для организма слушателей, и, когда это наконец стало получаться, Скрипи выпускает альбом, в котором от корки до корки про бухло и наркоту и (барабанная дробь) это признают прорывом! Все! Всевозможные непрофильные издания от “Роллинг Стоун” до “Газета.ру” твердят, что это новый уровень русского рэпа, за который не стыдно!

В чём секрет успеха?

Во-первых , отношение к своей музыке. Оно кропотливое, но не фанатичное. Слушаешь и понимаешь, что каждый трек Адиль вырастил как ребёнка. С любовью, с полной самоотдачей. Я полностью разделяю удивление Карандаша о том, как можно делать такую музыку. Настолько от стандартов построения хип-хоп-композиции ещё никто не отдалялся. Даже Оксимирону Порчи на протяжении вечера по инструментам разбирал весь продакшн этого альбома. Профит.

Во-вторых , талант. Талант идололизировать образ нелицеприятного мешка с органами и бутылкой коньяка в желудке в харизматичного героя фильмов Тарантино. Алкоголь ведь не делает людей такими красивыми, как в клипе “Притон”, но Скриптониту хочется верить в образ перегарного романтика без доли сомнения. Очень редко я чувствую энергию от артиста, который тянет меня за руку с собой в свободное падение в бездонном притоне, из последних сил задыхаясь и рассказывая обо всем, что видит в этом странном, полусонном и бессознательном мире. Или, когда всё прояснилось, устало размышляет о самом святом, что изредка может посетить этот похмельный мир – любовь. Такой диалог в одностороннем порядке, где я не хочу задавать вопросов, я хочу просто слушать дальше.

Этот проект посвящен ключевым русскоязычным рэп-записям текущего десятилетия, которые оказались наиболее важными для жанра, меняли его контекст, зажигали новых героев и достойны включения в своего рода золотой фонд русского рэпа. Материалы проекта выходят раз в неделю по понедельникам.


Факт

“Дом с нормальными явлениями” - дебютный альбом Адиля Жалелова, вышедший 23 ноября 2015 года на лейбле “Газгольдер”.

Контекст

В декабре 2013 года Скриптонит выпустил клип “VBVVCTND” (другое название - "Выбор без вариантов"), привлёк внимание Басты, а через пару месяцев уже стал артистом “Газгольдера”. Правда, сложись обстоятельства немного иначе, Скриптонита на “Газе” могло и не быть:

“Я не ожидал, что будет прямо такой резонанс [от клипа]! И со мной связался Коля, менеджер Gazgolder, он спрашивает, мол, "Альбом собираешься выпускать?". Ну и все, через неделю это забылось. Потом появилась студия "Союз", они предложили контракт на выпуск альбома. Мы с ними долго все это обговаривали, у меня уже мозги кипели. Я в этом..... (ничего) не понимаю - я же хочу писать рэп, в этом участвовать не хочу. И тут звонит опять Коля, “Как дела?" - говорит. Я ему про "Союз" рассказал, он: “Как? Что? Почему? Мы же заинтересованы в альбоме!". Ну и как-то все это урегулировали”. Это из интервью Скриптонита трехлетней давности .

Забористый трэп, который многие ожидали после первых синглов Скриптонита на “Газгольдера”, никуда не делся. Удивляло другое: Скриптонит одинаково легко перепрыгивал с трэп-битов на медленные, почти блюзовые номера, а потом на финише выдавал удивительную коду “Это любовь”.

Слушатель мог не до конца разбирать отдельные слова, но как зачарованный возвращался к каждой песне на альбоме и продолжал копаться в историях жизни Павлодара.


Лучшие треки

"Коньяк"

“Мы не обнищали, мы были нищими в самом начале” - ледяная песня о жизни Павлодара без прикрас. “Мы его любим не за то, что он красивый. Или пахнет в нём хорошо. Любишь свои романтизированные периоды жизни в нём. За какую-то грязь, за быль, которой в других городах нет”, - так родной город Скриптонит описывает в одном из последних интервью.

"Притон"

Песня-краткий пересказ всего альбома. Не случайно кадр из клипа “Притон” стал его обложкой.

"Танцуй сама"

Пьяный угар тут объединяется с темой любви и отношений - таким получился один из самых запоминающихся номеров альбома.

"Стиль"

Первую версию “Стиля” все услышали ещё весной 2015, когда вышел безумный клип с запитченным вокалом. Альбомная версия обошлась без вокальных эффектов и обогатилась куплетом ATL - единственным гостем альбома, помимо соратников Скриптонита по Jillzay.

"Любовь"

Финальный номер альбома, который, есть чувство, в несколько раз приумножил количество девушек на концертах Скриптонита. Показательный комментарий: “Адиль мне присылал когда-то один куплет, я его послушал миллион раз, наверное. И пожалел, что не написал такую песню сам”, - так “Любовь” описывал Василий Вакуленко.

Значение

“Дом с нормальными явлениями” парням нравился своей прямолинейностью. Девушки что есть сил репитили “Танцуй сама” и “Это любовь”. Музыкальные снобы нехотя признавали, что да, такого они не ожидали. Поклонники раннего творчества Скриптонита качали головами под “Лям” и “Стиль”. Найти недовольного слушателя “Дома” - задача почти невозможная.

Та же история и с критиками, которые соревновались в эпитетах превосходной степени. Музыкальный журналист Александр Горбачёв подобрал определение “жанрообразующая пластинка” - и спустя полтора года после релиза на самом деле кажется, что ничего мощнее и круче так и не вышло. А соревноваться с “Домом” может разве что альбом из следующей, финальной главы нашего сериала.

“Дом с нормальными явлениями” показал, что жанровые рамки - пустая условность. А музыка Скриптонита эти рамки расширила в несколько раз. И с первого захода подарила нашей сцене нового героя.

Читательский опрос

Входит ли альбом Скриптонита "Дом с нормальными явлениями" в 20 главных рэп-альбомов 2010-х?

Нужны ли в 2015 году рецензии на альбомы. Коллега Редькин уверенно заявлял, что нет, в комментариях спорили и объясняли, что нужны. Тут я, удивительное дело, на стороне комментаторов. Рецензии нужны. Как минимум, на такие альбомы. Большие, важные, всепоглощающие - с которыми потом будут ассоциировать год.

“Дом с нормальными явлениями“ - это алкогольный угар и путеводитель по жизни Павлодара. Города, который кажется мрачным, агрессивным, напористым. Где, кажется, на завтрак проще достать бутылку водки, чем пакетик “липтона”. Сука тащит на дно, вокруг - притоны и трэп-хаты, в герое - поллитра водки в доле с марихуаной, а проблемы в чувствах лечит только план. Если описывать альбом одним словом, то лучше всего подойдёт "энергия".

Есть сомнения, что трезвеннику вообще мог бы удасться такой альбом. Пьяная истерика тут переносится с песни на песню, вместе с надрывом в голове и не всегда разборчивым текстом. И всё это только дополняется сумасшедшим продакшном. Скриптонит, который уже давно зарекомендовал себя не только как рэпер, но и талантливый битмейкер, здесь смело смешивает хип-хоп с, например, блюзом и роком. Что до этого было уместно, например, на рэп-сайдпроекте группы The Black Keys, но не в русском рэпе.

Существует такая точка зрения: литературного героя можно считать протагонистом, когда он проходит какой-то путь по ходу произвдения. Когда события истории напрямую на него влияют. Главным героем этого альбома скорее является город Павлодар - со своей кричащей депрессией и вечной тоской: “Мы не обнищали, мы были нищими ещё в самом начале”. Раньше, кстати, такие настроения лучше других передавал Грязный Луи. А сейчас - вот, артист лейбла “Газгольдер”.

Вне контекста альбома Скриптонит превращается в супергероя. Который раздаёт стиль, раздвигает границы жанра и привносит в него что-то новое. Записывает сбивающие с ног песни и сходу влюбляет в себя нейтрального слушателя.

Поймал себя на мысли: предыдущий абзац походит на восторженный пресс-релиз, которые пачками прилетают нам на почту. За ними, правда, скрываются альбомы, о которых мы забываем уже через пять минут. О “Доме” не получается забыть и спустя месяц.

Что важно: он продолжает раскрываться с новых сторон. Здесь есть песни-убийцы, которые покоряют с первого прослушивания. А есть те, которые берут чуть позже. За этот месяц в статусе песни-фаворита успели побыть десять альбомных треков. Вероятно, очередь остальных придёт чуть позже. А сейчас я чаще остальных слушаю “Коньяк” и “Сны”.

“Дом с нормальными явлениями” - лучший альбом 2015 года. Потому что раздвинул рамки, как никто другой. Потому что продолжает раскрываться с новых сторон. Потому что в этих песнях хочется не только копаться и искать новые смыслы, но и просто слушать. Потому что “Танцуй сама”, “Это любовь” и “Стиль”.

Последнего тут раздали столько, что даже те, кому ну совсем нет до него дела, должны наконец проникнуться. И потянуться за Скриптонитом. Именно такие альбомы мотивируют двигаться вперёд. На такие нужно равняться. “Дом с нормальными явлениями” не переворачивает игру, а показывает, как перейти на следующий уровень, сделав уверенный шаг вперёд.

Поэтому и альбом года записал Скриптонит.



error: Контент защищен !!