Улучшение качества трудовой жизни в организации. Качество трудовой жизни анализ, оценка, управление. Повышение качества трудовой жизни и управление командой

ЛЮДИ. Изменения в людях подразумевают модификацию возможностей, установок или поведения персонала организации. Это может охватывать техническую подготовку , подготовку к межличностному или групповому общению, мотивацию, лидерство, оценку качества выполнения работы , повышение квалификации руководящего состава, формирование групп, внедрение программ по повышению удовлетворенности работой и состояния духа, повышению качества трудовой жизни. Изменения в людях, поскольку они часто вызывают страх из-за неудовлетворения потребностей , особенно трудно сделать эффективными. Как уже упоминалось в одном из разделов, где обсуждались вопросы мотивации, руководитель никогда не может исходить из того, что объективно благоприятные изменения будут благоприятно восприняты подчиненными. Не все, например, хотят иметь больше ответственности или больше учиться.  

организационных изменений , направленных на повышение качества трудовой жизни. Один из исследователей недавно установил, что более 2000 общественных и частных организаций, втом числе коммерческих и некоммерческих, а также власти штагов и муниципалитетов включились в различные официальные мероприятия, нацеленные на повышение качества трудовой жизни. Количество же отдельных заводов, учреждений и просто рабочих мест , участвующих в этих мероприятиях, видимо, во много раз больше 4.  

Повышение качества трудовой жизни предполагает повышение удовлетворения работников своим трудом за счет . Немаловажным условием удовлетворенности трудом является осознание человеком эффективности или результативности своего труда. Совершенствование организации и условий труда способствует развитию чувства удовлетворенности работников, повышению качества

Повышение качества трудовой жизни также является важным фактором формирования человеческого капитала предприятия. Оно предполагает удовлетворенность работников своим трудом за счет совершенствования организации труда . Следует иметь в виду, что немаловажным условием удовлетворенности трудом является понимание человеком эффективности или результативности своего труда. Эффективное совершенствование организации и условий труда способствует развитию чувства удовлетворенности работников своим трудом, повышению качества труда, снижению количества прогулов и текучести кадров.  

Приведенный перечень этапов может быть сведен в два направления работ по управлению трудовыми ресурсами , которые необходимо дополнить этапом, связанным со стимулированием эффективной работы и повышением качества трудовой жизни персонала . В целом управление трудовыми ресурсами включает следующие направления работ формирование и развитие трудовых ресурсов , а также стимулирование и повышение качества трудовой жизни персонала.  

Повышение качества трудовой жизни персонала  

Качество трудовой жизни персонала можно повысить, изменив некоторые организационные условия (параметры, определяющие эти условия), влияющие на людей. Это затрагивает уже рассмотренные ранее методы, в том числе децентрализацию управления , участие в вопросах руководства, обучение, подготовку руководящих кадров , программу управления продвижением по службе, обучение работников методам более эффективного общения и поведения в коллективе и т.д. Меры по повышению качества трудовой жизни должны быть направлены на то, чтобы дать людям дополнительные возможности для удовлетворения своих активных личных нужд при одновременном повышении эффективности деятельности организации.  

При внедрении конкретных программ повышения качества трудовой жизни необходимо учитывать, что традиционные факторы мотивации труда (оплата труда и продвижение по службе) по-прежнему оказывают преимущественное влияние на производитель-  

Поясните сущность концепции повышения качества трудовой жизни.  

Изменения в людях подразумевают модификацию возможностей, установок и поведения персонала организации. Это может касаться технической подготовки , подготовки к межличностному или групповому общению, мотивации, лидерства, оценки качества выполнения работы , квалификации руководящего состава, формирования групп, внедрения программ по повышению удовлетворенности работой, повышению качества трудовой жизни. Изменения в людях особенно трудны. Для проведения изменений в самих людях их надо скоординировать с другими изменениями, в противном случае они не принесут пользы.  

Занятость и качество трудовой жизни - развитие возможности получения оплачиваемой работы и повышения качества трудовой жизни.  

Все изменения целесообразно сопровождать программами, разработанными отделом персонала для повышения степени удовлетворенности работой, повышения качества трудовой жизни, и, возможно, программами по повышению квалификации.  

Инженер по повышению качества трудовой жизни подчинен и получает приказы и распоряжения от заместителя начальника отдела.  

Наряду с двумя вышеупомянутыми направлениями социального развития на предприятиях особое место занимает комплекс мероприятий по улучшению условий трудовой деятельности работников или повышению качества трудовой жизни, ориентированных на достижение первой цели социального развития трудового коллектива.  

Пути повышения качества трудовой жизни работников на предприятиях за счет развития гигиенических факторов  

По каждой из этих групп факторов следует разрабатывать мероприятия, чтобы в плане социального развития трудового коллектива они составили раздел "Повышение качества трудовой жизни работников".  

Принципиальным моментом формирования социальной политики на предприятиях по данному направлению (повышению качества трудовой жизни работников) является демократизация этого процесса, преследующая задачу привлечения всей массы работающих к разработке и оценке выполнения плана социального развития коллектива. При этом достигается двуединая цель мотивации работников реализуется их причастность к социальной политике на предприятии и резко возрастает доверие к ее проведению из-за оценивания полученных результатов самими работниками.  

Во-вторых, именно эти ответы становятся той информацией, которая должна быть заложена в мероприятия плана социального развития трудового коллектива по разделу "Повышение качества трудовой жизни работников".  

Одной из форм привлечения персонала к совершенствованию организационно-управленческой деятельности являются программы повышения "качества трудовой жизни". Они осуществляются путем вовлечения работников в разработку долгосрочной стратегии компании , активизации их участия в процессе принятия решений , создания проблемных рабочих групп , предоставления персоналу большей свободы в организации своей деятельности. Такой подход позволяет совершенствовать взаимоотношения руководителей и подчиненных, интегрировать цели руководства и коллектива, формальной и неформальной структур управления .  

Работники проявляют интерес не только к собственному развитию, но и к прямому участию в разработке организационных изменений , направленных на повышение качества трудовой жизни. Один из исследователей недавно установил, что более 2000 общественных и частных организаций, в том числе коммерческих и некоммерческих, а также власти штатов и муници-  

  • 6. Характеристика процесса управления и его основные функции
  • 7. Основные составляющие достижения эффективного управления
  • 8. Характеристика миссии, целей и задач организации
  • 9. Характеристика структуры управления организацией
  • 10. Характеристика технологий, используемых в управлении
  • 11. Основные условия успешного управления людьми.
  • 12. Характеристика элементов прямого воздействия внешней среды.
  • 13. Характеристика элементов косвенного воздействия внешней среды
  • 14. Понятие маркетинг менеджмента фирмы и его задач
  • 15. Характеристика концепции ориентации на потребителя
  • 16. Характеристика коммуникационного процесса
  • 17. Преодоление барьеров общения в процессе коммуникации.
  • 18. Характеристика маркетинговой коммуникации.
  • 19. Основные типы управленческих решений.
  • 20. Основные этапы принятия рационального решения.
  • 21. Факторы, влияющие на принятие управленческого решения
  • 22. Техника принятия решений и разрешения проблем.
  • 23. Понятие моделирования, основные типы моделей и процесс их построения
  • 24. Типовые модели, используемые в управлении
  • 25. Методы принятия решений и прогнозирования.
  • 26. Характеристика основных функций управления.
  • 27. Планирование, как основная функция управления.
  • 28. Характеристика процесса стратегического планирования.
  • 29. Типы стратегий, методика и процесс стратегического планирования
  • 30. Характеристика основных конкурентных стратегий, порядок их выбора и реализации.
  • 31. Сущность и содержание текущего планирования в организации.
  • 32. Виды и методы прогнозирования
  • 33. Функции организации. Делегирование ответственности и полномочий.
  • 34. Принципы построения организационных структур управления.
  • 35. Понятие мотивации и ее основные категории.
  • 36. Характеристика содержательных теорий мотивации.
  • 37. Характеристика процессуальных теорий мотивации.
  • 38. Понятие контроля в управлении и его цели.
  • 39. Основные виды контроля в управлении.
  • 40. Характеристика этапов процесса контроля в управлении.
  • 41. Поведенческие аспекты контроля и основные составляющие его эффективности.
  • 42. Характеристика контроля затраты-выпуск.
  • 43. Определение руководства. Отличие руководителя от лидера.
  • 44. Характеристика баланса власти.
  • 45. Основные формы власти и влияния.
  • 46. Характеристика власти, основанная на принуждении
  • 47. Характеристика власти, основанная на вознаграждении.
  • 48. Характеристика законной власти
  • 49. Характеристика эталонной власти (власть примера, харизмы).
  • 50. Характеристика экспертной власти.
  • 51. Убеждение и участие трудящихся в управлении.
  • 52. Понятие качества и типы лидеров в управлении.
  • 53. Факторы эффективного лидерства.
  • 54. Теория лидерства Мак Грегори.
  • 55. Характеристика систем лидерства Лайкерта и классификация стилей лидерства.
  • 56. Ситуационная модель руководства Фидлера и Митчела-Хауса.
  • 57. Теория жизненного цикла Херси и Бланшара.
  • 58. Модель принятия решений руководителями Врума-Йеттона.
  • 59. Понятие, причины и типы конфликтов.
  • 60. Модель, последствия и управление конфликтами.
  • 61. Основные этапы управления трудовыми ресурсами.
  • 62. Повышение качества трудовой жизни и управление командой.
  • 63. Характеристика и управление корпоративной культурой
  • 64. Мотивация в менеджменте
  • 62. Повышение качества трудовой жизни и управление командой.

    Качество трудовой жизни – это удовлетворение трудом, т.е. степень удовлетворения потребностей работника посредством работы.

    Характеристики высокого качества трудовой жизни: 1. работа должна быть интересной; 2. вознаграждение должно быть справедливым; 3. рабочая среда должна соответствовать современным санитарным нормативам; 4. надзор руководителя должен быть минимальным; 5. работника должны принимать участие в обсуждении проблем, касающихся их работы; 6. работнику должны быть предоставлены гарантии работы; 7. работнику должен быть предоставлен хороший морально-психологический климат в коллективе.

    Команда – это сплоченный трудовой коллектив, в котором все работники привержены общей цели и базовым ценностям организации.

    Понятием «команда» обозначается коллектив единомышленников, которые объединены вокруг лидера – руководителя организации.

    Для формирования эффективной команды нужно (требуется): 1. каждый участник команды обязан осознавать цель, поставленную перед коллективом; 2. команда функционирует как единый организм и ответственность за результаты коллективная; 3. любой участки команды должен постоянно совершенствоваться; 4. все члены команды имеют равные права в работе и совместно планируют работу всего коллектива; 5. подбор участников команды осуществляется в первую очередь по психологической совместимости.

    63. Характеристика и управление корпоративной культурой

    организационная культура=корпоративная культура

    2.4. Управление организационной культурой

    Выше было показано, что культура организации включает символы, ценности и верования, базовые предположения. Возникает вопрос о возможности манипулирования культурой через проведение изменений в каждом из указанных элементов.

    Существует позиция, согласно которой независимо от стадии разви­тия, на которой находится организация, ее высшее руководство может управлять культурой двумя способами (рис. 8.7). Первый способ пред­ставляет собой как бы видение свыше, которое должно вызывать энту­зиазм у большинства членов организации. Руководитель-лидер вооду­шевляет и претворяет в жизнь базовые ценности организации. Это пред­полагает наличие очевидных и искренних личных обязательств лидера по отношению к ценностям, в которые он верит.

    Применение второго способа начинается, наоборот, с нижних уров­ней организации. В этом случае большое внимание уделяется деталям реальной жизни в ней. Менеджеры должны отслеживать по всей органи­зации, что в ней происходит, стараясь при этом шаг за шагом управлять ее культурой.

    Известно, что ряд руководителей уверенно придерживается опреде­ленных ценностей и верований, но не передает их другим членам организации. В такой ситуации они теряют возможность влиять на культуру организации. Менеджеры-«затворники» могут постичь все «техниче­ские» тайны управления, но не могут воздействовать на культуру орга­низации, оставаясь «невидимыми». Отсюда следует, что первый способ может реализовываться через публичные заявления, выступления и личный пример, свидетельствующие о" последовательном интересе к вводимым ценностям. Руководителям рекомендуется выступать в печа­ти, по радио и телевидению как можно чаще с проповедованием уста­навливаемых ценностей. Последние не должны являться секретом ком­пании.

    Второй способ требует понимания значения культуры в повседнев­ной жизни организации. При этом действенными средствами могут быть манипулирование символами и вещами материального мира орга­низации, создание и выработка образцов поведения, введение шаг за шагом условий взаимодействия. Управление культурой предполагает возможность влиять через постоянное манипулирование атрибутами поверхностного уровня на подповерхностный уровень вплоть до изме­нения базовых предположений. Если каждодневные действия менедже­ров в организации находятся в соответствии с заявляемыми ими ценно­стями, то это, безусловно, способствует развитию культуры и ее уси­лению.

    Очевидно, что управление организационной культурой не является простым делом. Ценностные ориентации должны быть не только заяв­лены, но и стать неотъемлемой частью внутренней жизни высшего ру­ководства и передаваться на нижние уровни организации во всех де­талях.

    Управляя культурой, следует иметь в виду, что она может служить своего рода «клеем», скрепляющим части организации. Вместе с тем не­обходимо помнить, что если части плохие, то даже лучший в мире «клей» не сделает целое достаточно крепким. Унификация ценностей и ежедневная работа менеджеров по их «внедрению» в жизнь могут приве­сти организацию к успеху.

    Управление культурой является достаточно длительным процессом, он мало похож на быструю ликвидацию неисправностей. Базовые пред­положения, лежащие глубоко в сознании, верованиях и поведении чле­нов организации, невозможно изменить за короткий срок. Данный про­цесс предусматривает постоянную социализацию новых членов органи­зации, бесконечное выяснение того, во что верят и что ценят в организа­ции, неустанное внимание как к общему абстрактному взгляду на вещи, так и к конкретным деталям быта организации, и, наконец, правильное

    планирование всей этой работы. Рассматриваемые ниже рекомендации могут помочь менеджерам повысить эффективность управления куль­турой в организации.

    Обращайте особое внимание на нематериальные, внешне невоспринимаемые аспекты организационного окружения. Глубоко укоренив­шиеся в людях предположения и ценностные ориентации могут требо­вать длительных и трудных изменений в системе и структуре управле­ния. Культура - это тот путь, который помогает понять организацион­ное «Зазеркалье».

      Скептически относитесь к предложениям, призывающим к быстрой трансплантации или трансформации культур.

      Старайтесь понять значимость важных организационных символов (название компании, логотип, лозунги).

      Прислушивайтесь к историям, рассказываемым в организации, анализируйте, кто их герои и что отражают эти истории в культуре орга­низации.

      Периодически вводите организационные обряды для передачи с их помощью базовых идеалов и усиления культуры.

      Проводите в жизнь абстрактные идеалы непосредственным и пря­мым образом в своей повседневной деятельности. От менеджера требу­ется понимание того, каких идеалов он должен придерживаться и какими действиями следует передать эти идеалы вниз по уровням органи­зации.

    Краткие выводы

    Организационная культура представляет собой набор наиболее важных предположений, ценностей и символов, разделяемых членами организа­ции. Выделяются различные уровни организационной культуры: поверх­ностный, подповерхностный, глубинный.

    В зависимости от преобладания элементов того или иного уровня выделяют субъективную и объективную культуру в организации. Пер­вая является основой формирования управленческой культуры или сти­ля руководства.

    Организационная культура не является монолитом, а состоит из пре­обладающей культуры, субкультур групп и контркультур, усиливаю­щих или ослабляющих культуру организации в целом. Сила культуры зависит от масштабов и разделяемости основных ее атрибутов членами организации, а также от ясности ее приоритетов.

    Развитие организационной культуры предполагает ее формирова­ние, поддержание и изменение. Формирование культуры происходит в условиях решения организацией двух важных проблем: внешней адап­тации и внутренней интеграции. На формирование культуры в органи­зации оказывает влияние культура общества/народа, внутри которого данная организация функционирует.

    Организационная культура поддерживается тем, чему уделяется внимание, тем, как оценивается и контролируется деятельность членов организации, способами реагирования на критические ситуации - мо­делированием ролей и обучением персонала, критериями мотивации, а также критериями в кадровой работе. Соблюдение ритуалов, обрядов и традиций также способствует поддержанию организационной куль­туры.

    Изменение организационной культуры является в определенной мере прямо противоположным действием по отношению к ее поддержа­нию. Изменения в поведении могут привести к изменениям в культуре организации, и наоборот. Возможны три сочетания изменений в поведе­нии и культуре организации: 1) изменение культуры без изменения по­ведения; 2) изменение поведения без изменения культуры; 3) изменение поведения и культуры.

    "

    К 20-м годам XX века тейлоризм становится тормозом развития производства. Чем богаче и содержательнее была личность работника, тем теснее были рамки, которые ставила ей концепция научного управления трудом. В конечном счете, это выражалось в снижении прибыльности производства. Начиная с 20-30-х годов, проблема повышения качества трудовой жизни начинает разрабатываться научно. Но собственно концепция КТЖ возникает в начале 70-х годов.

    Согласно концепции КТЖ люди рассматриваются не просто в качестве трудовых ресурсов, но в тесной связи с условиями, в которых они могут оптимально реализовываться как личности. Основу концепции составляют два положения: 1) моральные формы побуждения к труду должны преобладать перед материальными, 2) полная самореализация и самовыражение личности могут осуществляться только в условиях трудовой демократии.

    Главные условия, обеспечивающие КТЖ:

    1. Справедливое и надлежащее вознаграждение за труд.

    2. Безопасные и здоровые условия труда.

    3. Возможность удовлетворять потребность в самореализации и самовыражении.

    4. Трудовая демократия и правовая защищенность работника.

    5. Возможность профессионального роста и уверенность в будущем.

    6. Социальная полезность работы.

    Программы повышения качества трудовой жизни,

    Одна из главных целей повышения КТЖ - сделать работу более интересной и содержательной. К этой цели ведут два пути - индивидуальный через обогащение труда и коллективный через трудовую демократию.

    Обогащение труда. При разработке программ обогащения труда исходят из следующих принципов:

    Обеспечивать оптимальную степень разнообразия трудовых функций;

    Ограничивать монотонность труда;

    Обеспечивать оптимальный уровень ответственности за принятие производственных решений;

    Давать возможность работнику самому контролировать процесс своего труда;

    Создание условий для полного использования профессионализма.

    Методы обогащения труда



    Изменение ритма труда.

    Суть метода состоит в отказе от ритма труда, задаваемого машиной или конвейером, и переходе к системе труда, при которой его ри™ определяет сам работник. Формы реализации данного метода: 1) гибкая конвейерная система, при которой каждый работник обеспечивается резервом запасных деталей, что дает ему возможность менять ритм труда, 2) отказ от конвейерной системы и переход на индивидуальную сборку рабочими крупного узла или всего изделия.

    Метод ротации труда, чередования рабочих мест - предоставление работникам возможности переходить с одного рабочего места на другое. В результате снижается монотонность работы, снижается психологическая усталость.

    Метод удлинения, трудового цикла предполагает присоединение к ранее выполняемым работником функциям функций, осуществляемых другими категориями работников (плановиками, техниками, контролерами и т.п.),

    Трудности при внедрении программ обогащения труда :

    1. В результате комбинирования трудовых функций может произойти некоторое снижение производительности труда.

    2. Увеличиваются издержки на оплату труда и специальное обучение работников.

    3. Появляются трения между работниками, участвующими в программах и отказавшимися от участия.

    4. Возникают проблемы с подачей сырья и материалов на рабочее место.

    Преимущества внедрения программ трудовой демократии:

    Повышается содержательность и привлекательность труда для работников;

    Резко снижается текучесть персонала;

    Сокращаются случаи трудовых конфликтов;

    Повышается качество продукции;

    Нередко повышается и производительность труда. Трудовая демократия

    Общая идея трудовой демократии - работники участвуют в принятии управленческих решений и разделяют ответственность за них,

    Выделяют 4 главных аспекта трудовой демократии:

    1. Передача работнику части власти над производственным процессом.

    2. Предоставление работнику информации о деятельности предприятия.

    3. Предоставление работнику возможностей обучения.

    4. Предоставление работнику возможности участвовать в принятии решений при оценке его деятельности.

    Условия, необходимые для внедрения трудовой демократии :

    1. Управление децентрализуется в сторону создания малых групп- при этом значительная часть функций среднего управленческого и вспомогательного персонала передается производственным работникам.

    2. Трудовая гласность, при которой потоки информации в организации свободно движутся как "сверху-вниз", так и в обратном направлении.

    3. Изменение системы оплаты труда в сторону отказа от сдельных форм и перехода на повременную оплату, дополняемую распределением прибылей, предоставлением социальных выплат и льгот.

    4. Организация трудового процесса и рабочего места так, чтобы они были ориентированы на повышение содержательности и обогащения труда.

    Трудности при внедрении программ трудовой демократии .

    1. Повышаются расходы на зарплату.

    2. Повышаются издержки на подготовку рабочей силы.

    3. Возникает сопротивление среднего управленческого v. вспомогательного персонала.

    4. Увеличиваются сроки принятия решений.

    Преимущества программ "трудовой демократии.

    1. Улучшается отношение работников к труду.

    2. Способствуют внедрению новых методов и форм труда, а также различных нововведений.

    3. Сокращается численность управленческого персонала.

    4. Сокращается число трудовых конфликтов.

    5. Повышается качество принятия решений.

    6. Растут производственные навыки работников.

    Формы трудовой демократии .

    Кружки качества

    Кружки качества появились в Японии после 2-й мировой войны. Главная цель кружков качества - периодическое обсуждение производственных проблем, совместный поиск лучших решений производственных вопросов, взаимный контроль качества труда и продукции, принятие работниками на себя части функций руководителей и специалистов.

    Кружки качества основываются на добровольной основе, их основной контингент - производственные рабочие и мастера. Участники кружков качества вознаграждения за работу в них, как правило- не получают. Но усилия работников окупаются в результате повышения эффективности и качества работы. По оценкам западных специалистов на каждый доллар затрат в развитие кружков качества предприятие получает 4-8 5 прибыли.

    Автономные бригады.

    Главной сутью автономных бригад является упор на коллективный характер труда. Бригаде передается право самой решать все внутренние производственные вопросы: способы выполнения порученной работы, расстановку по рабочим местам, ритм труда, размер оплаты труда ее членов и даже принятие новых работников. Оптимальный размер автономной бригады - 7-15 человек.

    Созданию автономной бригады предшествует специальное обз"чение работников:

    1. Будущих членов автономной бригады обучают смежным профессиям и специальностям, необходимым прр! системе взаимозаменяемости рабочих мест.

    2. Членам бригады преподаются навыки планирования, экономического анализа, необходимые при выполнении части функций, делегируемых администрацией.

    3. Работников обучают навыкам межличностных отношений в коллективе, методам улаживания внутренних конфликтов и т.п.

    Автономные бригады не являются универсальной формой труда. Ряд работ технологически ориентирован на индивидуальное выполнение. В этих случаях применяются программы индивидуального обогащения труда.

    Основные показатели качества трудовой жизни на предприятии.

    1. Условия труда (освещенность, загазованность, запыленность, загрязненность, шум, вибрация и др.).

    2. Число несчастных случаев.

    3. Профессиональные заболевания.

    4. Текучесть кадров.

    5. Невыходы на работу по неуважительным причинам.

    6. Число жалоб на представителей администрации и условия труда.

    7. Число трудовых конфликтов.

    8. Обследования мнения работников (удовлетворенность трудом, условиями труда, отношение к администрации, отношения в коллективе).

    Каждый из показателей имеет количественное выражение либо в статистической форме, либо в виде результатов социологических опросов. Анализ этих показателей позволяет выявить главные направления развития и повышения качества трудовой жизни.

    Обучение персонала .

    Обучение и подготовка - две стороны одного процесса. Обучение связано с развитием общего интеллекта у человека, а подготовка - с приобретением знаний, относящихся непосредственно к выполняемой работе. Профессиональная подготовка представляет целевое обучение, конечная цель которого - обеспечение предприятия достаточным количеством работников, чьи профессиональные качества в полной мере соответствуют производственно-коммерческим целям организации.

    Обучение предполагает участие работника в специально разработанных программах, нацеленных на повышение результативности на индивидуальном, групповом и организационном уровне. Повышение результативности подразумевает, что происходят изменения в уровне знаний, навыках, отношениях и поведении работника, прошедшего обучение.

    В практике профессионально-технического образования сложились две формы обучения персонала: на рабочем месте и вне него.

    Методы обучения на рабочем месте .

    Обучение на рабочем месте осуществляется в процессе работы. эта форма подготовки является более дешевой и оперативной, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях.

    Важнейшие методы обучения на рабочем месте: метод усложняющихся заданий, смена рабочего места (ротация), направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, использование работников в качестве ассистентов, и др.

    1. Методы 2. Характерные особенности |
    Направленное приобретение опыта Систематическое планирование подготовки на рабочем месте; основу этого планирования составляет индивидуальный план профессиональной подготовки, в котором изложены цели подготовки
    Производственны и инструктаж Подготовка, введение, адаптация, ознакомление обучающегося с новой рабочей обстановкой
    Смена рабочего места (ротация) Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места
    Использование работников в качестве ассистентов Подготовка и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности.
    Подготовка в проектных группах Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач.

    Требует малых затрат;

    Легко удовлетворить потребности обучаемого - инструктор может подстраиваться под ученика;

    Работник получает опыт «из рук в руки».

    Недостатки обучения на рабочем месте:

    Работник в роли инструктора может не обладать достаточным опытом, особенно в области новых разработок и технологий:

    Обучающее оборудование и возможности данной организации может не соответствовать задаче обучения;

    Работники организации могут не иметь достаточно свободного времени для обучения других людей;

    Работники, которых попросили обучать, могут не иметь д.ля этого достаточного авторитета и ответственности.

    Программы обучения персонала.

    В обучении персонала выделяют два вида программ: программы тренировки профессиональных навыков, или тренинг, и программы, развивающие работника.

    Тренинг означает обучение, ориентированное на отработку производственных навыков и умений, непосредственно используемых работником на рабочем месте в качестве составной части его трудового поведения. Развитие в равной мере всех навыков и качеств работника считается делом нереальным. В первую очередь внимание обращается на тренинг двух-трех слаборазвитых у работника, навыков, имеющих высокую оценку важности. В этом случае отдача от средств, вложенных в обучение, будет самой высокой.

    Программы развития - это обучение, выходящее за рамки требований, определяемых текущими должностными обязанностями, и сопровождающееся развитием личных и профессиональных качеств. Организация считает обоснованным предоставление продолжительного обучения развивающего характера лишь в том случае, если работник по своему потенциалу способен подняться на несколько ступеней вверх, если он после обучения проработает достаточно долго в этой организации, если он обладает разнообразным практическим опытом, позволяющим ему справиться с работой в верхних звеньях управления.

    Обучение персонала происходит не только в результате участия в формальных учебных программах, но и при передаче знаний и навыков от руководителя, между коллегами. Содержанием неформального обучения являются должностные обязанности работника, порядок и приемы их выполнения, приоритеты, целевые установки, место работника в общей структуре деятельности.

    Эффективность обучения .

    Эффективность обучения отражает степень, в которой приобретенные во время обучения знания, навыки, способности, могут быть применены в работе. Эффективность может быть положительной (способствующей росту результативности), отрицательной (препятствующей росту результативности) или нейтральной. Негативная эффективность влечет затраты двух видов: на бесполезное обучение и вследствие снижения результативности.

    Оценка программ обучения .

    Чтобы оценить полезность обучения, мы должны ответить на следующие вопросы:

    1. Достиг ли стажер определенного уровня знаний, навыков или результативности?

    2. Действительно ли произошли изменения?

    Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей.

    Методы профессиональной подготовки вне рабочего места предназначены, прежде всего, для получения теоретических знаний и для обучения решению проблем, принятию решений, согласованному поведению.

    Гумманизация труда приводит к повышению качества трудовой жизни, предопределяется улучшением нормирования труда, связана с совершенствованием организации рабочего места, повышением его ценности из-за повышения фактора морально - психического удовлетворения условиями труда, а не из-за солидного денежного дохода и страха потерять свое рабочее место.

    Гумманизация труда обуславливается двумя основными обстоятельствами. Во-первых, возникают новые параметры протекания производственного процесса, обеспечивающего рост производительности труда и высокое качество продукции. Во-вторых, потребность в творческом труде, стремление к повышению профессионального мастерства, потребность в безопасных условиях труда стали занимать значительное место в системе потребностей человека.

    Проблема нашла свое отражение во многих концепциях и теориях. Наиболее популярной теорией является концепция качества трудовой жизни, основные моменты которой нацелены на создание условий, препятствующих отчуждению труда. Основными критериями этой концепции является: справедливое и достаточное вознаграждение за труд, безопасность труда, возможность развивать свои способности, возможность продвижения по служебной лестнице, социальная полезность работы.

    Гумманизация труда всегда должна находится в центре внимания руководителей предприятий. Существуют множество методов.

    1) Внедрение новых форм организации труда:

    Использование гибких графиков рабочего времени, то есть разрешить работникам самим устанавливать начало и окончание рабочего дня, при этом ежедневно может меняться начало и окончание работы, но в целом надо отработать необходимое число рабочих часов;

    Образование автономных рабочих бригад, которые осуществляют сборку отдельных узлов. Для каждой бригады выделяется самостоятельный участок, рабочие обучаются смежным специальностям и новым профессиям. Все члены бригады совместно планируют методы работы, устанавливают перерывы на отдых, контролируют качество продукции, сами выполняют функции по наладке, обслуживанию оборудования и уборке рабочего места.

    2) Обогащение содержания труда за счет:

    Расширения, сферы труда, то есть рабочий выполняет ряд обязанностей мастера и ряда вспомогательных подразделений;

    Чередования рабочих мест, которое снижает монотонность работы,

    Изменение ритма труда – внедрение системы, при которой ритм труда задают сами работники, они сами могут чередовать труд и отдых в течение рабочей смены.

    3) Создание условий для профессионального продвижения на карьерной лестнице создание условий для профессионального роста. Обычно работник приобретает трудовые навыки в течение нескольких лет, затем он достигает «пика» в своей карьере, а в дальнейшем перспектива его сужается, так как полученные знания и умения устаревают. Дальнейший профессиональный рост сотрудников – важный элемент кадровой политики. Эффект от учебы в значительной мере связан с методами и технологией обучения. Важной формой обучения сотрудников является создание тренировочных, учебных ситуаций в процессе реальной производственной деятельности, что дает возможность для индивидуального развития. Самым ценным источником роста является столкновение с настоящими проблемами. Тренировочные ситуации предполагают, что люди берутся за поручения, выходящие за рамки их служебных обязанностей, что расширяет их опыт и компетентность.

    Такие поручения должны носить характер реальных заданий, например:

    Посещение заседаний сотрудников более высокого ранга;

    Осуществление проектов;

    Консультации с другими подразделениями;

    Принятие решений в новых областях деятельности;

    Анализ информации и др.

    4) Обеспечение безопасных условий труда, так как человеческий потенциал не может быть реализован в полной мере, если условия производства неблагоприятны и человек испытывает страх и беспокойство за свое здоровье. Безопасность на рабочем месте – не только вопрос техники или организации производства, но прежде всего моральная обязанность каждого руководителя. Несчастные случаи обычно являются результатом комбинации факторов, которые делают их если не неизбежными, то весьма вероятными. Главными из них являются: плохое обучение, непродуманная политика в области техники безопасности и ее реализации на местах. Управление персоналом обязательно включает в себя специальное обучение сотрудников необходимым правилам техники безопасности. Для уверенности, что правила по технике безопасности выполняются, любому руководителю необходимо вести контроль за их исполнением.

    5) Вовлечение работников в процесс разработки и принятия управленческих решений, то есть выработка средств и методов устранения и смягчения бюрократических форм управления трудом, создание условий при которых сами работники приведут свои целевые установки в процессе труда в соответствие с оптимально определенными условиями и задачами предприятия. Многие работники крайне отрицательно относятся к административному диктату, авторитарному стилю управления, покровительственному отношению со стороны руководителей. Поэтому одной из главных задач гумманизации трудовой деятельности является выработка средства методов устранения и смягчения бюрократических форм управления трудом. Участие рабочих в принятии управленческих решений позволяет более полно использовать потенциал каждого человека, улучшить морально - психологический климат в коллективе. Именно в переходе от жестких авторитарных форм управления трудом к гибким коллективным формам, в расширении возможностей рядового работника участвовать в управлении и заключается суть трудовой демократии.



    6) Усиление стимулирующей роли заработной платы – достижение справедливого и надлежащего вознаграждения за труд. Для того, чтобы заработная плата стала действенным мотиватором к труду, необходимо обеспечение двух условий:

    Заработная плата должна соответствовать стоимости рабочей силы и обеспечивать работнику достойные условия жизни;

    Заработная плата должна зависеть от полученных результатов.

    Материальная заинтересованность, безусловно, является одним из основных общечеловеческих стимулов трудовой активности, однако срабатывает он далеко не всегда (иногда важнее иметь больше свободного времени или более комфортные условия труда, менее напряденный труд и т.п.). Удовлетворенность работников заработной платой зависит не столько от ее размера, сколько от социальной справедливости в оплате труда. И самое большое препятствие к усилению трудовой мотивации – уравниловка! При всей увлеченности и добросовестном отношении к труду сознание, что другой человек при значительно меньшем вкладе получает столько же, оказывает на работника деморализующее влияние.

    Таким образом, под гуманнизацией труда подразумевают проведение мер, направленных на устранение или снижение влияния отрицательных факторов на удовлетворенность работников.

    Одна из наиболее важных последних разработок в области управления человеческими ресурсами связана с созданием программ и методов повышения качества трудовой жизни. Дж.Р. Хекман и Дж. Ллойд Саттл определяют качество трудовой жизни как «ту степень, до которой члены производственной организации могут удовлетворить свои важные личные потребности через посредство их работы в этой организации».

    Высокое качество трудовой жизни должно характеризоваться следующим:

    • 1. Работа должна быть интересной.
    • 2. Рабочие должны получать справедливое вознаграждение и признание своего труда.
    • 3. Рабочая среда должна быть чистой, с низким уровнем шума и хорошей освещенностью.
    • 4. Надзор со стороны руководства должен быть минимальным, но осуществляться всегда, когда в нем возникает необходимость.
    • 5. Рабочие должны принимать участие в принятии решений, затрагивающих их и работу.
    • 6. Должны быть обеспечены гарантия работы и развитие дружеских взаимоотношений с коллегами.
    • 7. Должны быть обеспечены средства бытового и медицинского обслуживания.

    Качество трудовой жизни можно повысить, изменив любые организационные параметры, влияющие на людей. Это включает децентрализацию власти, участие в вопросах руководства, обучение, подготовку руководящих кадров, программы управления продвижением по службе, обучение работников методам более эффективного общения и поведения в коллективе. Все эти меры направлены на то, чтобы дать людям дополнительные возможности для удовлетворения своих активных личных нужд при одновременном повышении эффективности деятельности организации.

    Многие из ранних идей науки управления вращались вокруг разработки задания таким способом, который позволял бы в максимальной степени использовать преимущества разделения труда, современной технологии и автоматики. По мере того, как американские рабочие становились все более экономически обеспеченными, изменялись образовательные, культурные и социальные ценности, промышленность стала испытывать затруднения, связанные с характером труда. Все большее количество людей находило, что узкоспециализированные, повторяющиеся операции вызывают утомление и потерю интереса. Возросли прогулы и текучесть кадров, появились даже случаи саботажа. Соответственно, прирост производительности, которого нормально было бы ожидать от узкой специализации, значительно снизился. Для решения проблемы ряд наиболее прогрессивных фирм начали экспериментировать с организацией труда для того, чтобы труд стал давать большее внутреннее удовлетворение и больше возможностей для удовлетворения высших потребностей человека -- заинтересованности, самоутверждения и развития личности. Руководство при этом, конечно же, надеялось на то, что возросшая в результате таких изменений удовлетворенность своей работой приведет к повышению производительности и снизит убытки от прогулов, высокой текучести кадров и снижения качества.

    Два наиболее широко применяемых метода реорганизации труда -- это расширение объема работы и обогащение ее содержания.

    Объем работы -- это количество различных операций, выполняемых рабочим и частота их повторения. Объем называют узким, если рабочий выполняет лишь несколько операций и повторяет их часто. Типичным примером может служить работа на сборочном конвейере. Объем работы называют широким, если человек выполняет много различных операций и повторяет их редко. Объем работы банковского кассира обычно шире по сравнению с работой человека, занятого только вводом данных через клавиатуру в систему финансового учета.

    Содержательность работы -- это относительная степень того влияния, которое рабочий может оказать на саму работу и рабочую среду. Сюда относятся такие факторы, как самостоятельность в планировании и выполнении работы, определении ритма работы и участие в принятии решений. Работа лаборанта не будет считаться содержательной, если она сводится лишь к установке оборудования, загрузке химикатов и уборке лаборатории. Если же лаборант может заказывать химикаты и оборудование, проводить некоторые эксперименты и готовить отчеты о результатах работ, -- содержательность будет высокой.

    Работу можно реорганизовать, изменив ее объем или содержательность. Укрупнение работы относится к совершенствованию организации за счет увеличения ее объема. Обогащение ее содержания предусматривает изменения за счет повышения содержательности.

    Усиление мотивации и повышение производительности путем изменения организации условий труда является еще одной из концепций, в основе которой лежит двухфакторная теория мотивации Герцберга. Исследования Герцберга показали, что сам труд является фактором мотивации, деньги являются в основном гигиеническим фактором. Поэтому теоретикам и практикам науки управления казалось вполне логичным, что изменение характера труда в целях повышения соответствующей внутренней заинтересованности, должно усилить мотивацию и повысить производительность. К сожалению, это не всегда так. Недавние исследования в области мотиваций указывают, что эта теория не может быть справедливой для всех людей и во всех ситуациях. Поэтому изменения в организации труда уместны лишь применительно к людям и организациям, обладающим определенными характеристиками. Эти характеристики обобщены в модели, разработанной Ричардом Хекманом и Грегом Олдхэмом.

    В соответствии с теорией Хекмана и Олдхэма существуют три психологических состояния, определяющих удовлетворенность человека своим трудом и мотивацию: воспринимаемая значимость работы, т.е. степень, с которой человек воспринимает свой труд как что-то важное, ценное и стоящее; ощущаемая ответственность, т.е. та степень, в которой человек чувствует себя ответственным и подотчетным за результаты своего труда; знание результатов, т.е. степень понимания человеком эффективности или результативности своего труда. Те виды работ, которые организованны так, что позволяют какой-то части рабочих испытывать все эти три состояния в достаточно высокой степени, должны дать высокую мотивацию за счет самой работы, высокое качество исполнения работ, большую удовлетворенность работой, а также привести к снижению количества прогулов и уменьшить текучесть кадров.

    Ощущение значимости труда можно реализовать предоставлением работнику возможности расширения количества трудовых навыков, определенностью производственных заданий, повышением их важности. Ответственность за результаты труда можно усилить, предоставив работнику больше самостоятельности. Осознание реальных результатов своего труда развивается, если рабочий получает ответную информацию. Однако необходимо иметь ввиду, что не все работники положительно реагируют из подобного рода изменения. Как уже отмечалось выше, при рассмотрении проблемы мотивации, люди различаются по потребностям, отношению к работе, надеждам, связываемым с работой. Исследования показали, что люди с сильным стремлением к росту, достижениям, самоуважению обычно положительно реагируют на обогащение содержания труда. Когда же люди не столь сильно мотивируются потребностями высокого уровня, обогащение содержания труда зачастую не дает заметных успехов.

    На возможность изменений условий труда могут влиять и особенности технологии. Для фирм с поточно-массовой технологией стоимость реорганизации условий труда зачастую перевешивает ожидаемую от нее прибыль. «Там, где технология не очень гибкая и требует больших капиталовложений, стоимость реорганизации может оказаться очень высокой. Одна из оптимальнейших возможностей для внедрения прогрессивной организации труда открывается при создании новых производств (заводов, предприятий, учреждений). Фактически, некоторые из наиболее известных экспериментов в этой области как раз и были проведены при создании новых мощностей. Тем не менее, хотя существующая технология и ограничивает возможности реорганизации условий труда на фирмах с массовым производством, такие возможности все же существуют.

    Программы по реорганизации условий труда были реализованы во многих крупных компаниях, включая «Эй Ти энд Ти», «Тексас Инструментс», «Моторола», «Проктер энд Гэмбл», «Дженерал Фудз», «Корнинг Гласс Уоркс», «Мэйтег», «Дженерал Таер энд Раббэр», «Бьюик», «Бэнкерз Траст», «Меррилл Линч». Так, например, в одной из научно-исследовательских лабораторий техники чувствовали, что их знания и способности не используются, поскольку научные работники доверяют им лишь рутинную работу. Была реализована программа, в соответствии с которой лабораторных техников привлекли к планированию работ и экспериментов. Качество месячных отчетов этих техников значительно улучшилось по сравнению с отчетами группы, не принимавшей участия в программе. Другая программа касалась торговых представителей трех английских компаний. Одной из групп было предоставлено право самостоятельно определять частоту посещения своих клиентов. Были сняты требования предоставления отчетов по каждому клиенту и дано право самостоятельного и непосредственного урегулирования претензий клиентов на сумму до 250 долл. После такого обогащения содержания работы торговые представители добились увеличения объема продаж на19%.

    «Тексас Инструментс» осуществила программу, в соответствии с которой рабочие» по уборке территории получили возможность самостоятельно распределять и планировать свою работу и выполнять ее по собственным стандартам. В результате, требующееся количество работников сократилось со 120 до 71 человека, текучесть кадров упала со 100% до 10%, а территории стали чище. Отделение «Бьюик Моторс» фирмы «Дженерал Моторс» провело программу реорганизации: рабочие в дополнение своим обязанностям стали отвечать и за некоторые вопросы контроля качества. Руководство «Бьюика» считает, что эта программа позволила полностью покончить с жалобами по мелким вопросам, сократить число случаев переделывания работы, поднять производительность на 13%.



    error: Контент защищен !!