Комаров андрей иванович транснефть биография. Оборотная сторона «Транснефти. Почетное звание «Заслуженный строитель Российской Федерации» присвоено

Сегодня в отношении руководства «Транснефти» действует система круговой поруки, известная как «Manus manum lavat» (лат. — Рука руку моет) – отмечается в докладе.

В распоряжение редакции оказалась часть доклада, составленного рядом авторитетных экспертов, адресованного Президенту России Владимиру Путину, и посвященного деятельности руководства компании «Транснефть», где эксперты подробно разбирают «серые» схемы, в которые сегодня втянута государственная компания, а также сенсационные подробности личного обогащения руководства госкомпании.

Доклад состоит из 15 томов, каждый том содержит описание схем, которые позволяют выводить из компании активы, осуществлять мошеннические действия, направленные на хищение денежных средств российских нефтяных компаний. Редакция получила возможность ознакомиться с деталями одного из расследований, связанными с получением коррупционной ренты при перевалке нефти через порты «Транснефти» по завышенным тарифам. Данное расследование озаглавлено как: «Manus manum lavat» (лат. — Рука руку моет).

По данным экспертов, президент «Транснефти» Токарев совместно с предпринимателем Зиявудином Магомедовым, а также вице-президентом «Транснефти» Алексеем Сапсаем организовали схему, в основе которой — завышенные тарифы по наливу и перекачке нефтепродуктов магистральными нефтепроводами «Транснефти». Схема изобилует фирмами – прокладками, а также фамилиями исполнителей, посредством которых непосредственно осуществляется хищение средств российских нефтяников, среди них: ООО «Транснефть-Терминал» (А.В. Зеленко), АО «Транснефть-Терминал» (М.М. Мельник), ООО «Транснефть-Сервис» и АО «Транснефть-Сервис» (С.Г. Киреев). Данные компании являются единственными посредниками для перевалки нефтепродуктов через порты «Транснефти», и именно с этими компаниями заключают договора АО «Черноморсктранснефть» и АО «Морской портовый сервис».

Главным исполнителем этой схемы эксперты считают вице-президента «Траснефти» Алексея Сапсая, ранее возглавлявшего в «Транснефти» ЦУП «ВСТО», который занимался строительством трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Проект и деятельность ЦУП «ВСТО» были аудированы Счетной палатой, которая выявила, что стоимость работ по проекту «ВСТО» была необоснованно завышена, торги по выбору подрядчиков проводились с нарушениями, незаконно уничтожалась документация, а некоторые акты были сфальсифицированы подрядчиками. В результате, объем нецелевых расходов госмонополии в ходе строительства трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан составил около $4 млрд. Неудивительно, что куратором темы по завышению тарифов по наливу и перекачке нефтепродуктов стал именно Алексей Сапсай, отмечают эксперты.

Сегодня вышеперечисленные компании самостоятельно устанавливают тарифы, значительно превышающие ставки ФАС. В результате, нефтекомпании, желающие перекачать свою нефть через порты монополиста, переплачивают в пользу адресатов, зарегистрированных в оффшорах. Объем незаконного бизнеса эксперты оценивают в десятки миллиардов рублей. Например, только по одному из эпизодов оффшорные компании Токарева, Магомедова и Сапсая заработали 500 млн рублей. Мы обратились с запросами в пресс-службу ФАС и в приемную главы ведомства Игоря Артемьева с просьбой прокомментировать данную ситуацию, но оба запроса остались без ответа.

Не больших результатов добилось и МВД России. Изначально, ГУЭБиПК МВД России направило ряд запросов в «Транснефть» с намерением проверить информацию о схемах, в которые была втянута госкомпания. Однако, по словам сотрудника ГУЭБиПК МВД России, пожелавшего остаться анонимным, от руководителя антикоррупционного ведомства Андрея Курносенко поступило неформальное распоряжение прекратить проверку. Возможно, что нежелание Курносенко довести расследование до суда было мотивировано тем, что в числе личных покровителей Николая Токарева — бывший министр внутренних дел РФ – ныне вице-президент по безопасности «Транснефти» Владимир Рушайло, которого глава МВД РФ Владимир Колокольцев попросту называет «папой». В результате, дело сегодня лежит мертвым грузом в 8 отделе Управления «Т» ГУЭБиПК МВД России.

Объективному рассмотрению материалов также препятствуют мощные ресурсы охранных агентств, подконтрольных Зиявудину Магомедову, состоящих из бывших сотрудников ЦРУБОП МВД России, которые имеют возможности незаконного прослушивания, скрытого наблюдения и силовой поддержки. Идет активное давление и вмешательство в процесс объективного рассмотрения материалов, с целью не привлечения виновных лиц к ответственности. В результате многие свидетели отказываются давать показания, опасаясь за свою жизнь и здоровье.

В докладе отмечается, что, скорее всего, такое резкое противодействие вызвано тем, что данные компании замешаны не только в схеме по завышению тарифов, но и являются частью масштабной системы «теневого рынка» нефти, при котором умышленно завышаются объемы транспортируемой нефти вопреки квотам Минэнерго. Как известно, Минэнерго распределяет среди компаний объемы по направлениям, пропорционально поданным заявкам, причем графики прокачки на ближнее и дальнее зарубежье формируются отдельно. В итоге компании порой получают направления экспорта, которыми не могут воспользоваться. Соответственно, существует и обратный процесс – когда Минэнерго компаниям дает меньше квот на вывоз нефти за рубеж, чем им нужно. И в том, и в другом случаях без компаний-прокладок «Транснефти» не обойтись. Так же известно, что нефтедобывающие комплексы зачастую добывают и перерабатывают гораздо больше нефти и нефтепродуктов, чем по официальной отчетности. Затем эта неучтенная нефть закачивается в трубы «Транснефти» и поставляется за рубеж. В этом случае, эта нефть перегоняется нелегально, и, разумеется, никто никаких налогов с этого не платит.

Именно коррупция при распределении квот на поставки нефти стала поводом для скандала, из-за которого в еще 2013 году в отставку ушел заместитель министра энергетики Павел Федоров . С его отставкой скандал удалось замять. И вот теперь, появилась новая цепочка, которая и привела к компаниям руководства «Транснефти», деятельность которых описана в докладе.

Сегодня в отношении руководства «Транснефти» действует система круговой поруки, известная как «Manus manum lavat» (лат. — Рука руку моет) – отмечается в докладе. Отсутствие желания у ФАС заняться проверкой завышенных тарифов, спуск на тормозах дела в ГУЭБиПК МВД России свидетельствуют о том, что спрут «Транснефти» распространил свое влияние на контролеров, регуляторов и правоохранителей. Эксперты отмечают, что «непрозрачность и отсутствие реальной ответственности менеджмента за результаты деятельности уже давно стало больше, чем проблемой, — по словам завлабораторией рыночной экономики экономического факультета МГУ Андрей Колганов — это вопрос политической воли со стороны руководства наладить нормальную систему управления и контроля».

Игорь Канайкин

Михаил Витальевич Маргелов - известный государственный деятель. Он носит прославленную фамилию, хотя продолжать воинскую традицию не стал. Он пошел своим путем и добрался до солидных высот. Его деятельность нередко подвергается критике, его обвиняют в карьеризме и приспособленчестве. Однако его жизненный путь, несомненно, интересен и достоин внимания.

Семья

Фамилия Маргеловых появилась в результате ошибки в написании старинной русской фамилии «Маркелов» при выдаче деду Михаила партийного билета. Прадед Михаила верно служил Отечеству, за что был дважды награжден почетным орденом Святого Георгия. - знаменитый генерал Советской армии, командующий военно-воздушными войсками, «отец ВДВ», Герой Советского Союза - родился в семье белорусского происхождения. Так началась славная история семьи.

Из пяти сыновей Василия четверо продолжили его дело. Виталий Васильевич - российский разведчик, генерал-полковник, замдиректора Службы внешней разведки РФ, впоследствии депутат Государственной Думы от партии «Единая Россия» - отец Михаила. Александр Васильевич - офицер ВДВ, Герой Советского Союза. Геннадий Васильевич - генерал-майор. Василий Васильевич - майор, замдиректора радиовещательной компании «Голос России». Никому из своих детей Василий Филиппович не помогал делать карьеру, но строго спрашивал с них. Маргелов Михаил Витальевич, семья которого состоит из таких доблестных людей, должен был ей соответствовать. И он стал достойным носителем выдающейся фамилии. Всего у Василия Филипповича десять внуков, Михаил из них самый старший. Среди внуков есть и журналисты, и бизнесмены, а пятеро пошли по стопам предков и стали военными.

Детство

Михаил Маргелов - образец московского мальчика из хорошей семьи. В детстве Миша отличался активным характером и стремлением к лидерству, он очень много читал. Дед пытался его приохотить к спорту, но у него ничего не вышло. И мечта о том, что внук пойдет по его стопам, тоже не сбылась. Когда Михаил был подростком, его родители часто выезжали в зарубежные командировки, и он много времени проводил у дедушки с бабушкой. Несколько лет он с родителями прожил в Тунисе и Марокко. Михаил Маргелов с детства интересовался международными отношениями и мечтал стать дипломатическим работником.

Образование

В школе Михаил учился хорошо, особенно налегал на иностранные языки, собираясь стать дипломатом. Но после школы пошел не в МГИМО, а в институт стран Азии и Африки при МГУ им. М. В. Ломоносова, на историко-филологический факультет. Окончил вуз в 1986 с дипломом по специальности "историк-востоковед и переводчик". Он владеет арабским, английский, французским, позже выучил болгарский.

Начало профессионального пути

Еще на последних курсах института Маргелов начал работать переводчиком в отделе международных связей ЦК КПСС. По окончании вуза он устроился в Школу КГБ СССР преподавать арабский язык. Недоброжелатели утверждают, что попал он на работу в это ведомство исключительно благодаря родственным связям, так как особых предпосылок для такой работы у него не было. Также есть предположения, что преподавательская должность была лишь ширмой, а на самом деле он поступил на службу в КГБ в звании лейтенанта. Через три года Маргелов переходит на работу в арабскую редакцию "ИТАР-ТАСС" на должность редактора. Здесь он проработал всего год.

Поиск своего места

После распада СССР Михаил Маргелов, биография которого пока развивалась в чисто советских традициях, решил попробовать себя на новом поприще. Он в течение нескольких лет работал в международных консалтинговых фирмах, консультировал совместные российско-американские компании. Этот опыт позволил Маргелову найти новую, перспективную сферу приложения своих умений и талантов - реклама и PR. Также в это время он работает редактором журнала «Ваш выбор». Это также станет его новой профессиональной сферой в будущем.

В 1995 году Михаил Маргелов приходит на работу в крупную рекламную компанию «Видео Интернешнл» на должность директора по новому бизнесу, развитию и консультированию. В 1996 году он руководит проектом предвыборной рекламной кампании и партии «Яблоко» в Государственную Думу. В следующем году он включен в предвыборную группу кандидата в Президенты РФ Бориса Ельцина.

Продвижение по службе

Успешная предвыборная кампания привела Ельцина в Кремль и принесла Маргелову новую должность. Его назначают первым заместителем начальника управления по связям с общественностью Администрации Президента РФ, его руководителем был с которым Михаил работал в «Видео Интернешнл». Через некоторое время Маргелов сменил Лесина на этой должности и продержался на ней целый год. С 1998 года Михаил Витальевич переходит на службу в РИА «Вести» в отдел политических обозревателей. Через некоторое время он на полгода уходит в Таможенную службу, где работает в группе советников председателя Государственного таможенного комитета и занимается созданием службы по связям с общественностью. Там Маргелов получил звание полковника таможенной службы, но вскоре вернулся в «Вести».

Эпоха выборов

К 1999 году Михаил Маргелов завоевал славу хорошего политтехнолога, и поэтому ему предлагают принять участие сразу в нескольких проектах. Сначала он сопровождает и политическое движение «Новая сила» на выборах в мэры Москвы. Во время обострения ситуации на Северном Кавказе по приказу В. Путина в 1999 году был создан Росинформцентр, в котором Михаил Маргелов занимает должность директора. Примерно в то же время его приглашает С. Шойгу для организации рекламной кампании и для работы пресс-секретарем движения «Медведь», которое стремилось пройти в Государственную Думу. Позже Маргелов стал осуществлять PR-сопровождение деятельности партийного блока «Единство». Организует поездку членов фракции «Единство» на съезд республиканской партии в США в 2000 году. Во время предвыборной президентской кампании 2000 года Маргелов входит в штаб Путина, где занимается установлением связей с зарубежными партнерами. Успех этой кампании, в том числе, помог ему показать президенту свой потенциал, и тот еще вспомнит о молодом пиарщике.

Партийная жизнь

По семейной традиции, Маргелов Михаил всегда был на стороне правящей партии. Поэтому ни у кого не вызывало удивления, когда он был секретарем комсомольской организации в институте. Затем вступил в ряды КПСС, где и оставался до упразднения партии. В 2000-х годах он стал членом «Единой России». Был членом политсовета партии, с 2001 по 2004 годы он входил в центральный политсовет «Единой России».

В 2000 году у Псковской области появляется новый представитель в верховной власти - Михаил Маргелов. Совет Федерации формируется по партийному признаку, и соратники по партии выдвинули Михаила в этот правящий орган. Там он становится инициатором создания «путинской» группы «Федерация». Депутат Маргелов Михаил был избран председателем комитета по международным связям. В 2009 году он первым из сенаторов принял участие в работе Генеральной ассамблеи ООН, где выступил с докладом об ответственности по защите в международных делах. Он неоднократно возглавлял делегации СФ в различных переговорах по международным делам. В 2014 году ему пришлось покинуть Совет Федерации в связи со скандальным обнаружением у него зарубежной недвижимости, которую он не внес в декларацию.

ПАСЕ

В 2003 году как члена СФ Маргелова выбирают вице-президентом ПАСЕ от Российской Федерации. В 2008 году он дерзко выставляет свою кандидатуру на пост президента Парламентской Ассамблеи но проигрывает испанскому кандидату. Работая в ПАСЕ, Михаил Витальевич неоднократно участвовал в урегулировании конфликтов в разных «горячих» точках мира, был членом команды ассамблеи на палестинских переговорах. В 2005 году добровольно сложил с себя полномочия представителя в ПАСЕ. Это было связано с большим скандалом, который разгорелся вокруг Маргелова: его помощник Алексей Козлов был приговорен к уголовной ответственности за мошенничество, кроме того, его брат оказался причастным к оффшорному делу. Но в 2010 году он стал почетным членом ПАСЕ.

Судан

В 2008 году Маргелов Михаил назначен в МИД РФ - он стал специальным представителем Президента РФ по Судану. На его плечи возлагается решение задачи по включению России в группу стран, участвующих в урегулировании обстановки в этой стране. В Судане политическое влияние было отдано таким странам, как США, Великобритания, Китай и Франция. И Маргелов добивается того, чтобы РФ стала пятой страной в этой группе. Он является основным организатором международной конференции по Судану в Москве, в ходе которой принимается важнейшее решение о признании независимости Маргелов участвует в переговорах с дарфурскими повстанцами, за три года он совершает 8 поездок в Судан. В 2010 году он участвует во встрече на высшем уровне в ходе заседания Совета Безопасности Генеральной Ассамблеи ООН, где вносит предложения о поддержке проведения в Судане референдума о независимости.

В 2011 году в связи с решением части острых проблем в стране Маргелов освобождается от своей миссии.

Дела Африки

В 2011 году на Маргелова возлагается новая серьезная должность - спецпредставитель Президента по сотрудничеству с народами Африки. Долгие постперестроечные годы Россия не присутствовала на африканском континенте, и вернуть хотя бы часть былого влияния - это была задача Михаила Витальевича. При его участии начинают реализовываться российские проекты в Эфиопии, Намибии, Нигере и других странах. Он неоднократно выезжал в Африку, в том числе для того, чтобы установить контакты с представителями сомалийских территорий, борющихся за независимость. При «взрыве» ситуации в Ливии, он встречался с обеими сторонами, чтобы составить объективное представление о положении дел. Значительна его роль в решении вопроса безопасного прохождения российских судов по В 2014 году Маргелов оставил эту должность в связи с уходом из Совета Федерации РФ.

Общественная деятельность

Несмотря на огромную, разнообразную деятельность, Маргелов успевает заниматься различными общественными поручениями. Он является членом Русского географического общества, был председателем Попечительского совета Профессиональной хоккейной лиги России. Также в 2003 году он стал президентом неправительственной организации - Российского общества солидарности и сотрудничества народов Азии и Африки. В рамках этой должности Маргелов неоднократно участвовал в переговорах с различными оппозиционными группами в странах, охваченных революциями.

Транснефть

В 2014 году в стране появляется новый «нефтяник» - Михаил Маргелов. «Транснефть», в которую он пришел на должность вице-президента, занимается перевозкой нефти и нефтепродуктов по территории России и стран СНГ. Маргелов же призван заниматься привычным для себя делом - связями с общественностью. Хотя есть версии, что «посажен» он в компанию с дальним прицелом, и что, возможно, Михаил Витальевич может скоро шагнуть выше. Но пока таких движений незаметно, и наблюдатели говорят, что Маргелов просто укрылся в «Транснефти» от различных проблем, которые его преследовали.

Критика и обвинения

Недоброжелатели Маргелова объясняют его поступательное движение наверх большими родственными связями. Говорят, что его метания из компании в компанию связаны с тем, что никаких ценных навыков у него нет. Хотя трудно не заметить заметные успехи Маргелова в переговорных процессах на международном уровне. Его обвиняют в том, что он тайно все-таки продолжает дело «предков» и является офицером секретных служб. Его не раз обвиняли в незаконном владении недвижимостью за рубежом и предвзятом отношении к американским спецслужбам. Все это, кроме квартир в Майами, подтверждения не нашло, поэтому Михаил Витальевич продолжает спокойно трудиться в России.

Награды и звания

За свою жизнь Михаил Витальевич Маргелов получил немало наград, среди них ордена Почета и Дружбы, и благодарности Президента РФ, разнообразные медали. Он носит звание действительного государственного советника РФ 1-й степени. Является полковником запаса, чем несказанно радовал деда.

Личная жизнь

Личная жизнь политиков и государственных деятелей всегда вызывает особый интерес. Михаил Маргелов, жена и дети его не являются исключением. Женился он более 25 лет назад, у него растет двое детей. О роде занятий жены ничего не известно. Про сына Дмитрия СМИ выяснили, что он окончил МГИМО, работал в Газпроме, сейчас возглавляет Совет директоров компании «Русь-Ойл».

Материалы расследования, которое вела "одна из служб Российской Федерации" в 2004-2006 гг

По самым осторожным экспертным оценкам, на долю теневого рынка приходится не менее 40% российского ВВП. В наибольшей степени коррупцией поражены стратегически важные и наиболее доходные отрасли российской экономики, в первую очередь нефтяная отрасль. Половина всех доходов ВВП формируется за счет поступлений валютной выручки от экспорта нефти и газа, при этом более 90% всей добываемой в России нефти, транспортируется по магистральным трубопроводам, которые пролегают по 65 регионам.

В настоящее время весь трубопроводный транспорт юридически закреплен в собственности государства и формально управляется государственной компании ОАО «Транснефть» в интересах государства. Возглавляет ОАО «Транснефть» группа бывших топ-менеджеров нефтяной компании «Лукойл» во главе с Семеном Вайнштоком. Его ближайшим помощником и особо доверенным лицом считается вице-президент «Транснефти» Сергей Евлахов, который контролирует в компании департамент транспорта, учета и качества нефти. Евлахов, в отличие от специалиста по материально-техническому снабжению Вайнштока, по образованию инженер-нефтяник. В1983 году окончил Грозненский нефтяной институт, свой трудовой путь начинал в ПО "Когалымнефтегаз" под руководством тогдашнего генерального директора Вагита Алекперова. После создания в 1993 году Алекперовым, уже в ранге первого заместителя министра нефтяной и газовой промышленности СССР, нефтяной компании «Лукойл» на базе «Когалымнефтегаза» Евлахов оказался в ООО "Лукойл-Западная Сибирь", самом крупном из дочерних предприятий концерна. Руководителем компании в то время стал Семен Вайншток, доверенное лицо Алекперова. С этого периода и начал формироваться тандем Вайнштока и Евлахова, где каждый гармонично дополнял друг друга. Вайнштоку необходим был свой доверенный человек, опытный нефтяник, Евлахову же нравились связи Вайнштока с Алкперовым, которые обещали возможность дальнейшего продвижения по карьерной лестнице и сопутствующий этому рост материального благосостояния. Тогда он даже представить себе не мог, какие невероятные возможности откроются перед ним, после того, во главе государственной компании «Транснефть» станет Вайншток.

Скандал, связанный с нелегальными поставками в Киргизию нефти и нефтепродуктов берет свое начало еще в конце 90- х годов. Экспортером нефти выступала оффшорная компания Levette Investments, Inc. (Багамские о-ва, Нассау), открывшая для операций счет в одном из банков Цюриха. С киргизской стороны покупателем выступала крупнейшая в республике государственная компания «Киргизгазмунайзат». На деле, собственником нефти являлось ООО «Лукойл-Западная Сибирь», также в освоении емкого бензинового рынка Киргизии с российской стороны выступал тогдашний совладелец «Сибнефти», а по совместительству заместитель секретаря Совбеза Борис Березовский. Согласно схеме, одну часть неучтенной нефти ООО «Лукойл-Западная Сибирь» направляло для переработки на принадлежавший «Сибнефти» Омский НПЗ. В «Сибнефти» за этот участок отвечали начальник департамента нефти Сергей Кашин и начальник департамента нефтепродуктов Юрий Суханов. После переработки, полученный из лукойловской нефти бензин, различными контрабандными путями ж.д. транспортом отгружался в Киргизию в адрес «Киргизгазмунайзат».

В целях ухода от таможенных платежей и акцизов, в сопроводительных документах компании Levette Investments, Inc. вместо бензина всегда фигурировали другие нефтепродукты. Это позволяло гарантированно получать прибыль за счет экономии на действовавшей в Киргизии ввозной пошлине - $75 с каждой тонны бензина и $15 с каждой тонны сырой нефти. За счет этого «Киргизгазмунай зат», согласно контракту №1/1 от 25 февраля 1997 года с Levette Investments, Inc., выплачивала последней за «поиск» поставщиков сжиженного газа и углеводородного сырья 16% комиссионных сверх стоимости поставляемых нефти и нефтепродуктов. Расчеты за поставки осуществлялись через банковский счет Levette Investments, Inc. в Цюрихе и через два банковских счета «Киргизгазмунайзат» - в Bank of New York (США) и в банке «Меркюри» (г. Бишкек). Знал ли об этом работавший в «Лукойл-Западная Сибирь» Сергей Евлахов - большой вопрос.

Рост цен на нефть в конце 90-х вызвал активную подковерную борьбу олигархических группировок за контроль над магистральными нефтепроводами «Транснефти», закончившуюся в декабре 1999 года назначением главой компании Семена Вайнштока, который тут же назначил на ключевые должности своих доверенных лиц из «Лукойла»: Сергея Евлахова, Владимира Калинина, Евгения Астафьева и Сергея Григорьева.

После прихода в «Транснефть» команды Вайнштока была прекращена работа Правительственной комиссии по вопросам использования систем магистральных нефтегазопроводов и нефтепродуктопроводов, созданная специально в 2000 году по постановлению Правительства России №67 для создания конкурентоспособной среды, распределения экспортных нефтяных квот и контроля экспорта. Упразднение правительственной комиссии фактически явилось началом разрушения системы государственного контроля за использованием экспортных магистральных нефтепроводов и связанных с ними финансовых потоков.

Основополагающим принципом работы государственной компании «Транснефть», который записан в руководящих документах и декларируется руководством «Транснефти» как алиби, является предоставление всем участникам нефтяного рынка равного доступа к магистральным нефтепроводам в целях обеспечения конкуренции и развития рынка. В «Транснефти», где Евлахов возглавил ключевой департамент транспорта, учета и качества нефти, он трансформировал этот принцип в прагматичное правило - «Должен - но не обязан!».

Экспортных мощностей магистральных нефтепроводов «Транснефти» всегда не хватало, особенно в периоды всплеска на мировом рынке цен на нефть. Кроме того, часть трубопроводных мощностей Россия в рамках политики единого экономического пространства предоставляет странам СНГ для экспорта нефти на западные рынки. Считается, что в последние годы, после строительства новых нефтепроводов, ситуация улучшилась, о чем 9 октября 2006 года на заседании Правительственной комиссии по ТЭК докладывал министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко. По его словам, проблема в настоящее время решена, но: «...по отдельным, наиболее экономически эффективным направлениям транспортировки нефти, дефицит мощностей сохраняется». Непонятно, с одной стороны дефицита мощностей у "Транснефти" вроде бы уже нет, а с другой стороны - он все-таки есть!

Косвенным свидетельством того, что теневой рынок доступа к экспортной трубе «Транснефти» может существовать до сих пор, стал спровоцированный в марте 2006 года скандал из-за ограничения доступа конкурирующей с «Лукойлом» государственной ОАО НК «Роснефть». Конфликт завершился отстранением от должностей Сергея Евлахова и замглавы Росэнерго Олега Гордеева. Оба были ключевыми фигурами, отвечавшими за формирование и реализацию графика доступа нефтяных компаний к магистральным экспортным трубопроводам. На место Евлахова тут же был назначен бывший вице-президент «Сибнефти» Андрей Комаров. Однако ему не суждено было закрепиться на этой желанной для коррупционера должности. Он оказался инородным телом, нарушавшим принцип коллективной ответственности, и поэтому вскоре покинул компанию «Транснефть», а Сергей Евлахов 30 августа 2006 года был восстановлен в прежней должности,

Коррупционная бизнес-схема по торговле дефицитом экспортных мощностей в общих чертах выглядит так. Прежде всего, надо искусственно создать этот дефицит. Например, можно завысить плановые мощности по транзиту нефти из стран СНГ. Это ограничит доступ к трубе российских экспортеров и увеличит дефицит. На практике экспорт нефти из стран СНГ оказывается меньше заявленного, что приведет к появлению неучтенных мощностей, которые можно реализовывать с выгодой на внутреннем теневом рынке. По имеющимся данным в 2004 году с помощью описанного механизма были получены сверхлимитные мощности в объеме 6 млн.тонн нефти, которые были проданы по среднегодовой цене $25/тн, в итоге - годовой доход около $150 млн. За 2005 год этот же механизм позволил реализовать 3,5 млн.тн по среднегодовой цене $50/тн, что позволило за счет роста мировых цен «положить в карман» $175 млн.

Но это еще далеко не все «ноу-хау». Система магистральных нефтепроводов это гигантский общий резервуар, куда нефтяные компании непрерывно закачивают нефть с месторождений, после чего отбирают её для экспорта или переработки. Объективно проконтролировать со стороны циркулирующие в системе трубопроводов «Транснефти» объемы можно лишь условно, разве что полностью опорожнив всю систему трубопроводов.

Доступ к магистральным нефтепроводам регулируется ежеквартальным графиком Министерства промышленности и энергетики России, а его оперативное исполнение обеспечивается компанией «Транснефть». Суть формирования графика квот состоит в распределении между российскими нефтеэкспортерами транспортных мощностей трубопроводов пропорционально заявленным объемам нефтедобычи. Нефть с различных месторождений, после её закачки в единую систему нефтепроводов, обезличивается и превращается в смесь REBKO (бывшая URALS). После этого компании-экспортеры могут осуществлять отбор этой смеси с конечных терминалов по необходимым им экспортным направлениям согласно графику и выделенным объемам.

До недавнего времени существовала практика, при которой многие средние и мелкие компании закачивали в систему нефть, якобы для экспорта, ещё не имея ни конкретного покупателя, ни эскортного контракта. Потом им оставалась найти покупателя или дождаться роста цен на нефть на мировом рынке, чтобы реализовать её и получить валюту за свой дефицитный товар. Используя деньги и коррупционные связи, можно было не заполнив трубу добытой нефтью, выгодно продать чужую нефть из системы, а возникший дефицит покрыть лишь спустя какое-то время. По официальной версии, такая практика руководством «Транснефти» теперь пресечена.

Другой механизм создания сверхлимитных транспортных мощностей заключается в выделении нефтеэкспортерам неудобных для использования терминалов, связанных с необходимостью перевалки нефти из трубопроводов в ж.д. цистерны или наоборот. По укоренившейся порочной практике, все экспортеры, получившие объемы для реализации через терминал Тихорецкая (Краснодарский край), за взятки стараются обменять их на транспортные мощности по более выгодным направлениям, что приносит заинтересованным лицам дополнительные доходы. В 2004 году на этот терминал было запланировано 5 млн.тн, а реально было экспортировано 1,7 млн.тн. В результате на «теневом» рынке был реализован сверхлимитный объем в размере 3,3 млн.тн. В 2005 году объем реализации по этой схеме составил уже 4,0 млн.тн.

По свидетельству некоторых участников нефтяного рынка, на нефтяных терминалах в портах Туапсе и Новороссийска используется другая схема. При планировании экспорта через Туапсе сверхлимитные мощности получают уже за счет умышленного занижения плановых показателей, а образовавшиеся свободные мощности реализуются "в темную". Благодаря этому в 2004 году было экспортировано дополнительно 0,22 млн.тн, а в 2005 году - 0,48 млн.тн по ценам «теневого» рынка $20/тн и $35/тн соответственно, что позволило получить в 2004 году доход в сумме около $4,4 млн, а в 2005 году - $16,8 млн.

Ещё один механизм извлечения дополнительных доходов реализуется за счет выделения небольших по объему квот причалы нефтяного терминала в Новороссийском порту. Малые экспортные квоты, характерные для небольших нефтяных компаний, делают экономически нецелесообразным фрахт танкера, для полной загрузки которого необходимо изыскивать дополнительные объемы нефти. Например, для небольшой компании с экспортной квотой 20 тыс.тн нефти фрахт танкера с тоннажем 60 тыс.тн (минимальный тоннаж танкера) является убыточным. Нарастить экспортный объем для загрузки всего танкера за счет приобретения дополнительной нефти «на стороне» малым нефтяным компаниям не позволяет экспортный график и риск высоких издержек, связанный с авансовой оплатой фрахта танкера. Невозможность реализации выделенной экспортной квоты в пределах графика ведет к ее потере.

На этой искусственно созданной проблеме неплохо зарабатывает и оффшорная компания SUNOIL, которая в 2004 году по цене $10 с тонны обеспечивала своими танкерами экспорт нефти для компаний с небольшими квотами. За счет такой «кооперации» в 2004 году SUNOIL обеспечила малым компаниям экспорт в количестве 1,79 млн.тн нефти, получив при этом доход $17,9 млн. В 2005 году такие навязанные мелким экспортерам «услуги» танкерного флота принесли доход более $25 млн.

В 2004 году на этот причал, согласно графику, были перенацелены средние нефтяные компании. Однако, столкнувшись с «услугами» SUNOIL, некоторые из них были вынуждены обратиться за защитой в правоохранительные органы, так как выяснилось, что компанию SUNOIL контролирует чеченский криминальный авторитет Хож-Ахмет Нухаев. В частности, для защиты своих интересов к услугам правоохранительных органов была вынуждена прибегнуть компания «Калмнефть».

По данным правоохранительных органов, Нухаевым также контролируется и туапсинский нефтяной терминал, который технологически всегда был ориентирован на нефть грозненских месторождений и удобен для экспорта нефти, незаконно добытой в Чечне. Проблема хищений грозненской нефти продолжает сохранять свою остроту из-за сохраняющейся в Туапсинском и Новороссийском портах власти криминала и налаженным каналам сбыта краденной нефти, благодаря странным решениям чиновников из «Транснефти».

Использование ещё одного нефтяного терминала в районе Новороссийска, связано с перевалкой нефти через нефтебазу «Грушовая», которой владеет компания GLENKOR, принадлежащая американскому бизнесмену Марку Ричу, признаному эксперту в области реализации сомнительных финансовых схем. Доставка нефти и мазута до нефтебазы осуществляется по железной дороге. За перевалку нефти с колес на нефтебазу GLENKOR взимает комиссию в размере $15 за тонну, а за перевалку мазута - $10 за тонну. Это позволило GLENKOR получить в 2004 году и 1-м квартале 2005 года за перевалку около 7 млн.тн нефти доход более $100 млн, а за перевалку около 15 тонн мазута - более $15 млн.

При экспортировании нефти через территорию Украины или на её нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) с 2004 года оплата транзита на Украину монополизирована «Транснефтью». При этом была реализована схема с использование посреднической оффшорной компании, которая взимает за транзит 1 тонны нефти равную комиссию как с «Транснефти», так и с «Укртранснафты». Размер тарифа зависит от направления транзита и колеблется в пределах $0,5-5,5 с тонны нефти. Однако на каждом из существующих четырех украинских направлений транзита в роли посредника выступает только одна оффшорная компания-монополист. В случае транзита на украинские НПЗ - это компания LANCASTER, в случае транзита в порт Южный (г. Одесса) - SILTON и т.д. Полученные доходы от посреднических оффшорных компаний делятся между российскими и украинскими коррупционерами в пропорции 50% на 50%. По имеющейся информации, доходы по транспортному тарифу в 2004 году составили более $40 млн, а в 2005 году за счет снижения объемов прокачки в направлении Украины -около $28 млн.

Помимо ранее названных схем для получения дополнительных экспортных объемов нефти, незаконно используются так называемые «мобильные остатки», которые находятся в оперативном управлении "Транснефти". Это часть закачанной в магистральные нефтепроводы нефти, на законных основаниях должна оставаться в системе «Транснефти» для обеспечения нормальной работы трубопроводов. Инструкции запрещают отбор этих остатков. Однако при высоких мировых ценах на нефть, в нарушение существующих правил, по договору с крупными экспортерами, эти мобильных остатки продаются. При этом взимается комиссия за их использование в размере $2 с тонны нефти. По данным за 2004 и 2005 годы доходы от экспорта этих "сладких" остатков составили около $45 млн.

Проблема неучтенных излишков «Транснефти» существовала всегда. Во-первых, они образуются за счет разности сдаваемой и принимаемой нефти и приходуются «Транснефтью» как собственные остатки. Во-вторых, они образуются за счет завышения норм технологических потерь нефти. Сами потери обусловлены большой протяженностью и особенностями эксплуатации трубопроводов и должны учитываться нормами. В случае применения завышенных норм естественной убыли нефти, возможности по созданию в системе трубопроводов неучтенных излишков (или остатков) увеличиваются многократно. Какие объемы неучтенных излишков в действительности могут быть скрыты в трубопроводах «Транснефти», знают лишь узкий круг доверенных лиц. О цене вопроса говорят следующие цифры, которые стали достоянием гласности. Согласно данным квартального баланса нефтяного сырья по Российской Федерации на начало 2004 года естественная убыль нефти (технологические потери) в системе магистральных нефтепроводов составила до 0,5 млн.тн, что в пересчете на годовое исчисление эквивалентно 2,0 млн.тн нефти.

В тоже время из года в год «Транснефть» предъявляет по итогам инвентаризации чуть более десятой части этого объема. В 2001 году «Транснефть» по согласованию с правительственной комиссией по использованию магистральных нефтепроводов экспортировала 200 тонн нефти, выявленных после инвентаризации. В 2003 году излишки нефти в трубопроводной системы «Транснефти», только по официальным итогам инвентаризации, составили 150 тыс тонн. В том же году «Транснефть» направила на благотворительные цели 1 млрд рублей, вырученных от реализации излишков нефти.

Проблема образования излишков нефти в магистральных нефтепроводах в 2003-2004 годах специально рассматривалась на правительственном уровне. Глава МРЭТ Герман Греф, предлагая доходы от реализации этих излишков относить на доходы федерального бюджета, видимо не подозревал, какие объемы неучтенных излишков обращаются на теневом рынке и кому в действительности попадает основная часть доходов от их реализации.

По информации из правоохранительных органов, особенности работы чиновников "Транснефти" послужили основанием для пристального изучения. В итоге в отношении Сергея Евлахова и нескольких помощников следственные органы МВД РФ должно были возбудить уголовное дело. Однако из-за вмешательства высоких должностных лиц материалы дела не были реализованы.

Помимо основного экспортного направления, на внутреннем рынке родственники Евлахова создали целую сеть коммерческих структур, оперирующих нефтью и нефтепродуктами. Например, фирмы группы «Кондор», которая имеют развитую инфраструктуру в Ставропольском крае для оптовой и розничной торговли нефтью и нефтепродуктами (через сеть своих АЗС). В Москве зарегистрирована одна из компаний группы ООО «Нефтяная компания «Кондор», которую возглавляет родной брат Евлахова.

По имеющейся информации структуры группы «Кондор» связаны коммерческими связями и капиталами с австрийской группой Petronord. В частности, ЗАО «Нефтяная компания «Кондор» владела долей в уставном капитале ООО «Коммерческая фирма «Петронорд», которой, в свою очередь, принадлежала доля в ООО «ПРОМТЭС», аффилированной с группой «Кондор». Одним из совладельцев группы Petronord является известный предприниматель Григорий Лучанский.

Образу жизни государственного чиновника Сергея Евлахова, наверное, могут позавидовать некоторые состоятельные бизнесмены. По информации он владеет совместно недвижимость на Кипре и элитными апартаменты «Золотые ключи» на Минском шоссе, приобретенные три года назад $1 млн. В общем, хорошо быть в России высокопоставленным государственным чиновником.



error: Контент защищен !!