Подводная лодка 5 поколения. Подлодка пятого поколения – между эволюцией и революцией. Атомный флот не уходит в прошлое

Уже несколько лет в конструкторском бюро «Малахит» в Санкт-Петербурге ведутся работы по созданию многоцелевой атомной подводной лодки пятого поколения проекта «Хаски» . К 2018 году планируется завершить эскизный проект нового подводного ракетоносца. Подлодки нового класса придут на смену , которые сейчас поступают в боевой состав ВМФ России.

АПЛ «Северодвинск» проекта 885 «Ясень»

Ожидается, что новое поколение субмарин будет выполнено из многослойных композитных материалов, - рассказал газете «Известия» советник гендиректора ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (КГНЦ) Валерий Половинкин. Из композиционных материалов будут делать покрытия корпуса, носовые и кормовые рули, стабилизаторы, ограждение рубки, даже гребные винты и линии валов.


Ожидаемый облик АПЛ «Хаски». Кадр презентации КБ «Малахит»

Всё это направлено на снижение заметности подводного крейсера в первую очередь снижения его уровня шума. Современная тенденция развития российских вооружений – это модульность, унификация и взаимозаменяемость. Новые АПЛ планируют создавать с унифицированными носовыми и кормовыми частями, с возможностью использования их как для создания стратегических, так и ударных подводных крейсеров, меняя в зависимости от поставленной задачи конструкцию отсека с вооружением.

Вооружение атомной подводной лодки «Хаски»

В первую очередь новейшая российская АПЛ будет вооружена , о ней мы уже рассказывали Вам. Напомним, что эта ракета, следуя со скоростью более 7000 км/ч (т.е 8М или в 5-6 выше скорости звука), способна гарантированно поражать цели на расстоянии до 1000 км не боясь действующих и перспективных систем противоракетной обороны любого государства в мире.


Ожидаемый облик АПЛ «Хаски».

Ожидается применение АПЛ проекта «Хаски» в качестве носителя.

Энергетическая установка

Известный американский военный эксперт Дейв Маджумдар предполагает, что новую российскую АПЛ оборудуют реактором с жидкометаллическим теплоносителем. Такие реакторы на свинцово-висмутовом сплаве устанавливались на советских субмаринах проекта «Лира» и были образцами передовых разработок. «Лиры» превосходили все остальные атомные ПЛ по части скорости и маневренности, однако требовали особого обслуживания. Маджумдар отмечает, что атомные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем гораздо производительнее и компактнее, чем водо-водяные. Установка такого реактора позволит сделать лодку компактной, однако потребует создания специализированных портовых систем.

Стоит отметить, что Россия не единственная страна, которая ведет работы по созданию перспективных атомных подлодок. Аналогичные работы ведутся и в США, где стоят более конкретные задачи по замене устаревающих стратегические подводных лодок третьего поколения типа «Огайо». Новым носителем баллистических ракет станет SSBN-X.

Эта субмарина не позиционируется как лодка пятого поколения. Несмотря на это, количественно американские ВМС все равно будут превосходить флот России. Одних только многоцелевых лодок типа «Лос-Анджелес» у американцев сейчас примерно 40 единиц. На смену им уже идут АПЛ четвертого поколения типа «Вирджиния». Количество таких субмарин планируется довести до 30 единиц.

МОСКВА, 20 дек — РИА Новости, Андрей Станавов. Высокие скрытность и автономность, топовое радиоэлектронное оборудование и мощнейший комплекс ударного вооружения с гиперзвуковыми противокорабельными ракетами "Циркон". Главком ВМФ России адмирал Владимир Королев в среду планирует ознакомиться с аванпроектом перспективной атомной подлодки пятого поколения "Хаски", разработанным Петербургским морским бюро машиностроения "Малахит". Ожидается, что в будущем именно эта субмарина станет преемницей многоцелевых "Щук" и "Ясеней", стоящих сегодня на вооружении флота. О том, чем будет интересна "Хаски", — в материале РИА Новости.

Определен облик многоцелевой атомной подлодки нового поколения Аванпроект АПЛ "Хаски" вскоре представят главкому ВМФ. Предполагается, что субмарину, строительство которой запланировано на 2018-2025 годы, вооружат гиперзвуковыми крылатыми ракетами.

Пока на стапелях "Севмаша" высятся корпуса новых "Ясеней", а Центр судоремонта "Звездочка" модернизирует советские "Щуки-Б", на флоте и в отрасли прекрасно понимают: пора смотреть чуть дальше, за горизонт. Проектирование многоцелевой АПЛ пятого поколения идет полным ходом. Научно-исследовательская работа по проекту завершится в 2018-м, при этом средства на строительство уже заложены в госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы.

Гиперзвуковой арсенал

Судостроительные предприятия готовы заняться новой лодкой сразу же после достройки серии "Ясеней". По словам заместителя главкома ВМФ вице-адмирала Виктора Бурсука, первую "Хаски" заложат в 2023-2024 годах. Достроить и сдать ее флоту планируется на рубеже 2030-го. Даже по тем обрывочным данным, которые появляются в открытом доступе, очевидно, что засекреченный проект с научно-технической точки зрения будет революционным.

По сведениям из открытых источников, "главным калибром" новейшей российской субмарины станет "Циркон" — ударный корабельный ракетный комплекс 3К-22 с гиперзвуковой крылатой ракетой 3М22, испытания которого уже ведутся. Созданием комплекса занимаются специалисты подмосковного предприятия "НПО машиностроения". Как и в случае с самой лодкой, работы по "Циркону" носят закрытый характер. Известно лишь, что ракета будет способна разогнаться до 5-10 Махов и доставать цели на дальностях 300-500 километров. Для сравнения: сейчас на вооружении ВМФ России стоят противокорабельные ракеты со скоростями максимум 2-2,5 Маха.

"Угрозы против нас все плотнее, ярче и опаснее, — подчеркивает адмирал Владимир Комоедов, бывший командующий Черноморским флотом. — Надо чем-то отвечать. Я сторонник симбиоза, чтобы многоцелевая лодка была максимально универсальной. Она должна обладать надежной системой обнаружения и системой применения оружия. Особенно на дальних расстояниях. Кроме того, нужно уметь получать целеуказания не только с собственных средств, но и из космоса или, к примеру, от авиации".

Проект АПЛ пятого поколения "Хаски"


По оценкам ряда зарубежных и российских экспертов, "Цирконы" способны одним своим появлением на вооружении российского ВМФ поставить жирное многоточие под Военно-морской доктриной Вашингтона, основанной на применении авианосных ударных групп. В частности, обозреватель издания National Interest Себастьян Роблин считает "Цирконы" гораздо более опасными ракетами, чем советские "Граниты", которые по классификации НАТО именуются как Shipwreck ("Кораблекрушение").

Как отмечает Комоедов, с распадом СССР глобальный баланс сил в Мировом океане серьезно изменился, причем отнюдь не в пользу России. Если Советский Союз еще мог противопоставить авианосным ударным группам США подводные атомные крейсера "Антей" и дальнюю морскую ракетоносную авиацию, то сейчас сдерживающих аргументов почти не осталось. По мнению Комоедова, отечественный флот нуждается в новых многоцелевых АПЛ, причем вооруженных не дозвуковыми "Калибрами", а мощными сверхзвуковыми ПКР.

"Дозвуковая ракета наблюдается и дальше, и дольше, — сказал адмирал РИА Новости. — И значит, воздействовать по ней проще. Если таких подводных лодок не будет или их будет мало, то мы не сможем провести ни отдельную морскую операцию, ни создать группировку для борьбы с авианосцами. Глубина обороны авианосца в океане — 1500 километров. На переходе они надежно прикрыты под водой, над водой и в воздухе. В Атлантике и Тихом океане у США полное господство, а у нас там, к сожалению, негде даже чалки бросить".

Тихая и с роботами

Пожалуй, ключевым отличием "Хаски" от атомоходов предыдущих поколений станет беспрецедентно низкая акустическая заметность. По словам Бурсука, в этом смысле новая лодка переиграет "Ясени" и "Щуки" как минимум в два раза. Хотя они считаются едва ли не самыми тихими в мире. В частности, на "Щуках" применена система двухкаскадной амортизации — все "шумящие" внутренние механизмы установлены на амортизированных фундаментах, блоки и агрегаты отделены от корпуса лодки специальными резинокордными пневматическими амортизаторами. А принятый на вооружение в 1996 году усовершенствованный "Вепрь" имеет активные системы уменьшения вибрации энергоустановки. В НАТО ее прозвали Akula-2. Новые "Ясени" шумят и того меньше.

При создании субмарины пятого поколения планируется широко использовать композитные материалы, отличающиеся малым удельным весом, высокой прочностью и устойчивостью к условиям агрессивной морской среды. Благодаря продвинутой электронно-компонентной начинке, а также автоматизации многих алгоритмов управления кораблем и оружием, "Хаски" получится довольно компактной и сможет одновременно сопровождать большое количество целей. По словам начальника сектора робототехники "Малахита" Олега Власова, субмарину планируется начинить робототехническими комплексами военного, специального и гражданского назначения, которые смогут работать как в воде, так и в воздухе.

Стоит отметить, что многие современные автоматизированные комплексы российские конструкторы начали отрабатывать уже на субмаринах четвертого поколения. К примеру, численность экипажа новой АПЛ проекта 885А "Ясень-М" — всего 64 человека против 100-120 у американских многоцелевых "Сивулфов" и "Вирджиний". Предположительно, экипаж "Хаски" еще сократят.

Чтобы добиться снижения стоимости серийных кораблей, уже на этапе ОКР закладываются серьезные возможности по унификации. В первую очередь — за счет широкого применения конструктивных решений и технологий, отработанных на других проектах, в том числе при создании лодок стратегического назначения.

Атомные многоцелевые

Строить АПЛ пятого поколения начнут после сдачи серии из семи многоцелевых подлодок проекта 885 "Ясень", которые планируется ввести в боевой состав ВМФ до 2023 года. Головная АПЛ "Северодвинск" уже в строю. Второй корабль — "Казань" — спущен на воду и проходит испытания. Флоту его передадут в 2018-м. В отличие от "Северодвинска", "Казань" построена по усовершенствованному проекту "Ясень-М" (885М). На вооружении — мины, торпеды 533 миллиметра, крылатые ракеты "Калибр-ПЛ" и более мощные П-800 "Оникс", предназначенные для ударов по крупным надводным целям.

"Мировая война сегодня маловероятна, — убежден член Морской коллегии при правительстве, экс-командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов. — А вот вероятность региональных конфликтов, вроде Сирии, достаточно высока. И с учетом этого стратегического прогноза многоцелевые подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами различных модификаций, имеют колоссальное значение. Ведь они могут работать не только по земле, но и по надводным целям. Вот взять тот же "Ясень": прекрасная лодка, чистый XXI век. В ней есть все, что нужно. Я бы мечтал на такой послужить".

Согласно Военно-морской доктрине России, именно эти субмарины станут главным ударным ядром многоцелевых подводных сил флота вплоть до поступления первых "Хаски". Также командование пока не спешит списывать многоцелевые лодки проекта 971 "Щука-Б" и подводные ракетные крейсеры проекта 949А "Антей". Они исправно несут службу на Северном и Тихоокеанском флотах.

По мнению адмирала, время грандиозных морских баталий и дуэлей линкоров безвозвратно кануло в прошлое, уступив место новой стратегии применения сил флота. Сейчас самое ценное качество боевых и кораблей и их оружия — универсальность. "Носители универсальных крылатых ракет — сегодня крайне необходимая составляющая при строительстве ВМФ", — подчеркнул Попов в беседе с РИА Новости.

По данным, приведенным в докладе Международного института стратегических исследований (IISS) The Military Balance, сегодня в атомную многоцелевую подводную группировку России входят один "Ясень", 11 "Щук", пять "Антеев", две АПЛ "Кондор" проекта 945А и три — проекта 671РТМ ("Щука" второго поколения). Несколько лодок 971-го проекта сейчас проходят глубокую модернизацию с перевооружением на крылатые ракеты "Калибр-ПЛ". Также до 2025-го планируется обновить четыре "Антея", вооруженных мощными, но устаревшими противокорабельными ракетами П-700 "Гранит". С лодок снимут пусковые установки "Гранитов" и вместо них установят оборудование под современные "Калибры" и "Ониксы". Реставрацией "Антеев" займется петербургское ЦКБ "Рубин".

Таким образом, можно ожидать, что первые "Хаски" подводный атомный многоцелевой флот встретит уже в обновленном и заметно помолодевшем составе.

© Фото: СЕВМАШ Подводная лодка проекта "Ясень-М"


Со ссылкой на гендиректора ЦКБ «Рубин» Игоря Вильнита сообщило о том, что «Рубин» приступил к разработке подводных лодок 5-го поколения как атомных, так и неатомных. По словам Вильнита, создание облика новых кораблей ведется с учетом предложений и замечаний, которые поступают к нам в ходе эксплуатации кораблей предыдущих поколений и головных подводных лодок новых проектов. Ранее главком ВМФ России Виктор Чирков говорил о том, что серийный выпуск подводных лодок 5-го поколения начнется в России после 2030 года.

В настоящее время основу российского подводного флота составляют корабли 3-го поколения. Первая подводная лодка, относящаяся к четвертому поколению – стратегическая АПЛ «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей» – была принята на вооружение флота только в январе 2013 года. Всего российский флот получит 8 таких подводных лодок – 3 проекта 955 «Борей» и 5 проекта 955А «Борей-А». Все они должны будут заменить на флоте АПЛ еще 3-го поколения проекта 667БДРМ «Дельфин», которые в настоящее время составляют основу ядерных подводных сил сдерживания России.

К АПЛ четвертого поколения также относятся корабли проекта 885 «Ясень». В настоящее время головная подлодка данного проекта проходит испытания и может встать на вооружение российского флота уже в этом году. Всего же к 2021 году ВМФ России рассчитывает получить 7 АПЛ «Ясень». Из неатомных подводных лодок к кораблям 4-го поколения также относят дизель-электрические подлодки проекта 677 «Лада». Головная субмарина данного проекта, носящая имя «Санкт-Петербург», с мая 2010 года проходит опытную эксплуатацию на флоте.

Дизель-электрическая подлодка пр. 677 "Лада"


Ранее представитель Главного штаба флота говорил о том, что подлодки 5-го поколения, разработка которых была заложена в госпрограмму вооружения (ГПВ) России до 2020 года, будут унифицированы под использование как баллистических, так и крылатых ракет. При этом предполагается, что такие корабли будут отличаться большей автоматизацией систем управления, пониженным уровнем шума, дальнобойным , безопасным реактором. В первую очередь речь идет о новых торпедах и крылатых ракетах дальнего радиуса действия.

Глава конструкторского бюро «Рубин» подчеркнул, что жизненный цикл современных подлодок составляет порядка 50 лет с момента исследовательского проектирования до момента утилизации лодки. Поэтому в том, что работы по проектированию новых кораблей начаты уже сейчас, нет ничего странного. По такому принципу работа осуществлялась всегда. После окончания конструкторских работ по одному поколению подлодок, конструкторы приступили к новому этапу. Это нормальный рабочий процесс, которые просто не может стоять на месте.

Относительно 5-го поколения ударных АПЛ существует 2-е противоположных концепции путей их вероятного развития: эволюционный и революционный. Первый из них является наиболее вероятным и предполагает постепенное усовершенствование существующих технических решений, которые свойственны современным подлодкам. При этом часть существующих решений уже находится на пределе своего развития, а очень большая стоимость сегодняшних подводных лодок заставит конструкторов постараться сделать все возможное, для того чтобы снизить их конечную стоимость, уменьшить их габариты.

Стратегическая АПЛ проекта 955 "Борей"


Основным методом удешевления является повышение гибкости использования субмарин 5-го поколения. Для реализации этого на практике планируется их оснащение модулями сменного вооружения, а также необитаемыми подводными аппаратами (НПА) и даже БПЛА. Для наилучшего расположения на корабле подобной нагрузки предполагается укоротить корпус субмарин, одновременно с этим увеличивая его диаметр. При этом, возможно, возвращение к двухкорпусной архитектуре, но такое решение не увязывается с требованиями по снижению цены конструкции.

Сегодня во всех странах, которые обладают собственными программами разработки АПЛ, идут поиски новых типов движителей, альтернативных обводов корпуса, способов использования оружия, целеуказания и методов обмена информацией на основе новых физических принципов. При этом в любом случае автоматизация субмарин 5-го поколения будет существенно увеличена, а способ их применения в бою будет увязан с концепцией «сетецентрической войны», когда врагу придется вступать в бой не с отдельными боевыми единицами, а с единой, монолитной системой, которая будет включать в свой состав надводные, подводные, воздушные, сухопутные и космические средства. На функционирование в данной «сети» будут рассчитаны все субмарины будущего.

Использование концепции «сетецентрической войны», а также мнение ряда профильных специалистов в том, что эволюционный путь развития подводного флота является тупиковым, привело к появлению «революционного пути» развития. Основой данной концепции является отказ от «изживших себя» больших АПЛ и концентрация на производстве небольших подводных лодок водоизмещением до 1500 тонн, обладающих вспомогательной ядерной энергетической установкой. Предполагается, что каждая из мини-субмарин по отдельности не сможет решать сложные задачи. Они будут ограничены в автономности, дальности применения оружия и целеуказания, мореходности, но вот развернутая группировка таких подлодок превзойдет по эффективности любой современный подводный крейсер. А потеря части такой группы не поставит под угрозу выполнение основной боевой задачи.

Многоцелевая АПЛ пр. 885 "Ясень"


Как бы то ни было, при всей своей логичности, данная концепция в настоящее время представляется все-таки довольно футуристической для большинства представителей ВМС как США, так и России в виду их консервативности. Вероятно, данная идея может быть реализована в рамках 6-го поколения субмарин, но в ближайшие 10-15 лет развитие флота будет идти по эволюционному пути развития без каких-либо неожиданных «скачков».

В настоящее время главными разработчиками лодок в стране считаются КБ «Рубин» и «Малахит». Конструкторы обоих КБ сходятся во мнении, что будущие подводные лодки окончательно перейдут к полуторакорпусной или однокорпусной архитектуре с обеспечением запаса плавучести на уровне 15%. В качестве основного конструкционного материала по-прежнему будет использоваться маломагнитная сталь, но при этом существенно вырастет доля использования композитных материалов как для внутреннего, так и для наружного применения. Помимо этого ведется поиск решений, позволяющих отказаться от традиционного ограждения выдвижных устройств в пользу альтернативных конструктивных решений, к примеру, выдвижного ходового мостика, складывающиеся в развитой надстройке и т.п. При этом на данный момент не существует особых предпосылок и необходимости по увеличению скорости хода, автономности или глубины погружения субмарин. Однако уменьшение водоизмещения может привести к уменьшению экипажа лодок и широкой автоматизации корабельных средств и оборудования.

На лодках 5-го поколения ожидается окончательный переход на водометные движители, возможно, даже с забортным расположением гребного электродвигателя в роли основного движительного комплекса лодки с окончательным вытеснением со сцены классических гребных винтов. Если же говорить о ракетном вооружении таких подлодок, то, скорее всего, оно будет обладать гиперзвуковыми скоростями полета. При этом развитие лодок будет осуществляться в направлении улучшения алгоритмов боевого использования и бортовой электроники.

Дизель-электрическая подлодка пр. 636.3 "Варшавянка"


С появлением на дизель-электрических подлодках проекта 677 «Лада» первого гидроакустического комплекса с квазиконформной носовой антенной большой площади «Лира», на флоте появилась тенденция оборудования похожими антеннами и АПЛ в дополнение к бортовым антеннам, чьи размеры также растут. Данные мероприятия позволили существенно увеличить апертуру антенных устройств. За счет отказа от очень больших и тяжелых сферических антенн ГАК с балластными системами, прочными капсулами и массивными элементами крепления, можно будет освободить существенные объемы, расположенные в носовой части подлодок. С одной стороны это ведет к уменьшению габаритов корпуса лодки, к упрощению конструкции и удешевлению всего ГАК, а с другой стороны позволяет инженерам вернуться к носовому размещению торпедных аппаратов, что более выгодно с технической и тактической точек зрения.

Если же говорить о подводном вооружении, то среди специалистов бытуют различные мнения на этот счет. В настоящее время считается, что калибр в 533 мм для ракетоторпед и торпед уже не обеспечивает реализации достаточно высоких транспортных характеристик боеприпасов (скорость и дальность хода), а поэтому необходим возврат к более крупному калибру – 650 мм с возможностью размещения на подобных торпедах более мощной боевой части и совершенной системы самонаведения. Однако наряду с этим торпеды калибра 650-мм обладают большой массой (около 5 тонн против 2 тонн у 533-мм торпед) и длиной (около 11 метров). А это в свою очередь ведет к усложнению и увеличению торпедных отсеков, торпедопогрузочных и зарядных устройств, сокращая боезапас лодки. Наряду с этим существует мнение о том, что для перспективных подводных лодок существует смысл увеличить количество торпедных аппаратов для производства массированных залпов по многочисленным, в том числе и различным целям, с использованием различных систем вооружений.

Источники информации:
-http://vz.ru/news/2013/3/18/624879.html
-http://lenta.ru/news/2013/03/18/nsub5gen
-http://vpk.name/news/68946_sovetskie_i_rossiiskie_atomnyie_podvodnyie_lodki_4go_i_5go_pokolenii_chast_2.html
-http://vpk.name/news/68890_sovetskie_i_rossiiskie_atomnyie_podvodnyie_lodki_4go_i_5go_pokolenii_chast_1.html

Главком ВМФ заверил: работы над подлодкой 5-го поколения в России продолжаются. Но какой она будет, пока неизвестно.

Новостей со словом «продолжаются» не бывает. Новость – это свершившееся событие. А «продолжается» – это длящееся действие. То есть не событие никак.

Однако заявление главнокомандующего Военно‐морского флота России Владимира Королёва событием стало. Хотя это именно он произнёс слово «продолжаются». Потому что нечасто на таком уровне подтверждается, что новое, пятое поколение отечественных подводных лодок – уже не дискуссия, а процесс.

Работы продолжаются, и это хорошо

«Продолжаются работы по созданию следующего, пятого поколения атомных подводных лодок», - заявил главком. И… сразу перешёл на подлодки 4-го поколения, которых сейчас, по его словам, строится целых 11 единиц!

Такая лапидарность, по словам источника «Царьграда» в военно-морской области, объясняется достаточно просто: даже если бы создание нового поколения субмарин не было бы окружено совершенно законной густой вуалью секретности, то рассказывать было бы особе и нечего. Потому что работы по обоим имеющимся проектам лодок 5-го поколения находятся на стадии проектирования, и что получится в конечном итоге, видно пока в довольно общих чертах.

Эти проекты – «Хаски», по атомной многоцелевой подлодке, и «Калина» по обычной. Известно про них немного, что про ту, что про другую.

Первое обязывающее заявление об их разработке прозвучало ещё в 2013 году от генерального директора ЦКБ «Рубин» Игоря Вильнита. Он и сообщил, что его конструкторское бюро приступило к работе над проектами как атомных, так и неатомных субмарин 5-го поколения как атомных, так и неатомных.

Потом долго стоял «белый шум» вокруг этих работ: должностные лица самого разного ранга говорили то одно, то другое – то шли научно-исследовательские работы «по определению облика» подлодки, то приступили к проектированию, то о появлении своих проектов у конкурента «Рубина» – конструкторского бюро «Малахит». Одно было понятно: высказывания эти, в общем, находились в одном «облаке» – что работы идут. То есть – «продолжаются».

Конкретику можно разглядеть в облаке

В этом расплывчатом информационном облаке постепенно сложились облачные же расплывчатые представления о двух основных направлениях работ по лодкам 5-го поколения.

Проект «Хаски» задуман под атомные подводные лодки двух вариантов – противолодочный с противолодочными же ракетами «Калибр» и противокорабельный с гиперзвуковыми ракетами «Циркон». Речь шла о корабле в 12 тысяч тонн водоизмещением, двухкорпусном, мало шумном и мало видимом, с новейшими средствами связи и обнаружения.

Ходили также слухи, что такие подлодки 5-го поколения будут унифицированы под использование как крылатых, так и баллистических ракет.

Однако один из виднейших военно-морских экспертов России, председатель Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) Михаил Ненашев лишь посмеялся в разговоре с Царьградом над подобными, по его словам, «фантазиями». «Баллистические ракеты для многоцелевой подлодки «Хаски» – это абсурд, — отметил он. – Что же до того, что её якобы планируют сделать модульной для двух вариантов - многоцелевого и стратегического, — то в советский период был такой опыт. Но потом от него отказались, признав неэффективным».

Что же касается второго проекта, «Калина», то тут источники в ВМФ называли прессе даже год, когда она уже будет заложена, — 2018, нынешний. Эта лодка должна будет оснащаться воздухонезависимой силовой установкой, то есть такой, которая не будет испытывать потребность во внешнем кислороде. По-научному говоря, анаэробная установка. Причём шумность её, как утверждается, будет сопоставим с природным фоном океана.

Кроме того, тоже обещается «принципиально новый комплекс» радиоэлектроники, навигации и управления вооружением. В итоге лодка будет сочетать серьёзную боевую мощь с большим запасом ходом и крайней малозаметностью. Этакая подводная кошка, которую не услышишь, услышишь – не поймаешь, а если поймаешь, то она вся покажется состоящей из когтей и зубов.

В общем, надо признать, что и известная широкой публике конкретика по подлодкам 5-го поколения конкретна не более рожиц, которые рисуют и тут же стирают шаловливые облака в небесах.

Трудно сказать, что будет, потому что трудно сказать, что нужно

Дело тут не только в секретности. Основная проблема в том, что никто не представляет себе точно характера будущей войны на море. Для, скажем, такой, какой она до сих всем виделась, нужны исполнители эволюционного характера. Хоть 5-го, хоть 6-го, хоть 10-го поколения – но это те же подводные чудовища, до предела уменьшающие свою слышимость и увеличивающие свой потенциал и возможности обнаружения противника. Может, они будут в конечном итоге издавать звуки планктона, хлюпающего в пластинах китового уса синего кита. А противника обнаруживать с помощью прикомандированных к экипажу экстрасенсов. Но они будут всё теми же старыми добрыми подводными кораблями, где наливают стакан красного вина для поднятия тонуса экипажа.

Но есть предположения о буквально наваливающемся революционном пути развития будущего подводного флота. Исходя из небеспочвенных, как многие признают, подозрений аналитиков, что сама подводная война будет совсем не такой, какой представлялась ранее. А именно: война будет сродни нынешней сухопутной, где друг за другом охотятся мелкие подразделения, которые, тем не менее, вполне монолитные задачи исполняют.

Ибо – сетецентричны: все отдельны друг от друга, но все – в одной управляемой информационной системе, где сам начальник генштаба может сидеть у солдата в ухе и смотреть на бой его глазами через камеру в каске, танк будет отыскивать противника при помощи беспилотника, а прицеливаться в него через спутник. Одновременно отплёвываясь от «умных» бомб зарядами активной защиты, а самолёт над ним будет глушить его волю к сопротивлению средствами РЭБ.

Отчего не может такой же сетецентрической войны развернуться и на море? Стая относительно мелких лодок, а то и лодок-роботов летают себе под водой стаями, как какая-нибудь селёдка, каждая выполняет часть своей задачи, а все вместе – нет, не селёдки. Пираньи.

И чем станут тогда подводные крейсера, как не обречёнными жертвами? Может быть, в этом – путь к 5-му поколению? Не киты, а акулы в идеале?

Михаил Ненашев по этому поводу склоняется, скорее, ко второму варианту. «По оценкам разных экспертов, с которыми я разговаривал, — рассказал он Царьграду, — уже через 10 – 15 лет можно ожидать разработок совершенно на других основах. Это будет связано с развитием беспилотников, киберпространства, робототехники. По этому пути создатели вооружений и военно-морской техники двигаются уже сегодня».

Другой собеседник «Царьграда», уже не раз доказывавший свою высочайшую компетентность, высказал не то что более пессимистичную, но более неопределённую оценку будущего. Или – определённую, как посмотреть.

«Сегодня никто точно ничего сказать не может относительно характера будущей войны и будущей военной техники, — заявил он. – Пока нет войны, предполагать можно что угодно. Но всё покажет война – и какой она будет, и что она потребует».

Россия вплотную приблизилась к созданию подводных лодок (с неатомной энергетической установкой) следующего по очереди, пятого поколения. Информация об этом появилась со ссылкой на руководство Объединенной судостроительной корпорации. . В частности, по сведениям входящего в состав корпорации Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин», базой для обновленных субмарин могут стать лодки предыдущего класса – проект под индексом 677 и с именем «Лада», который ранее разрабатывался этим ЦКБ.Интересно, что сегодня в мире не стихают разговоры о целесообразности присутствия в составе флота дизель-электрических подводных кораблей, в то время как, казалось бы, балом должны полностью править их более мощные и представительные во всех отношениях атомные собратья. Однако тактика применения военно-морских сил показывает, что отказываться от этого вида субмарин пока преждевременно.Невидимки «Лада» и «Варшавянка» После Великой Отечественной войны по разработанным ЦКБ МТ «Рубин» проектам были построены три поколения дизель-электрических подводных лодок для отечественного ВМФ. Нынешний, третий проект под именем «Варшавянка» известен всему миру благодаря своим уникальным тактико-техническим характеристикам, прежде всего исключительной малошумности, достигаемой за счет однокорпусной конструкции, уменьшения габаритов корабля, применения особого электродвигателя и виброизоляторов.Субмарины этого класса даже получили прозвище «черной дыры в океане»: обнаружить ее акустическими средствами противника до того момента, как сама лодка вскроет того, кто за ней следит, еще не удавалось никому.Четвертое поколение отечественных подводных лодок, также разработанное на «Рубине», носит наименование «Проект 677 «Лада». Первый корабль этого класса был спущен на Адмиралтейских верфях в 2004 году и под именем «Санкт-Петербург» был направлен на Северный флот. Эти субмарины, так же как и лодки 636-го проекта, обеспечивают гарантированное упреждающее обнаружение кораблей противника, а входящий в арсенал «Лады» набор вооружения делает ее грозным стражем морей.
В состав боевых средств подлодки входят не только торпеды и мины, но и противокорабельные ракеты. За точность позиционирования отвечает навигационный комплекс с инерциальной системой. Уникальна здесь и силовая установка: дизель-генераторы во время нахождения корабля в перископном положении выполняют не только обычную зарядку аккумуляторов, но и способны обеспечить режим ускоренной зарядки.Дальность плавания «Лад» может составлять до 650 миль без всплытия и до 16 тысяч с подзарядками. Внушительна у этого дизель-электрохода и скорость, в том числе подводная, – свыше 20 узлов. Глубина, на которую корабль может погружаться при выполнении задач, составляет 250 метров. При этом 677-й проект усилил «традиции» малошумности лодок предыдущего поколения. И без того низкий уровень заметности корабля увеличивается здесь благодаря применению нового противогидролокационного покрытия корпуса, а также внедрению различных инновационных технологий и материалов.
Физические поля в океане В ЦКБ МТ «Рубин» говорят, что лодки 677-го проекта способны эффективно решать задачи, стоящие перед современными неатомными субмаринами, как в океанской, так и, что немаловажно, в прибрежной зоне. В бюро особенно гордятся тем, что в процессе создания этого корабля было выполнено свыше 200 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Их итогом стало, к примеру, внедрение комплекса радиоэлектронного вооружения, отличающегося минимальным энергопотреблением, использование новой комплексной автоматизированной системы управления техническими средствами и оружием корабля.«Лодка проекта 677 аккумулировала в себе новейшие достижения кораблестроительной науки и техники, – уверен гендиректор «Рубина» доктор технических наук Игорь Вильнит. – Полученные в ходе опытной эксплуатации результаты соответствуют нашим ожиданиям и подтверждают широкие перспективы для кораблей этого класса. Заказ Минобороны России на две "Лады" свидетельствует о том, что флот поставил задачу повышения потенциала неатомных подводных сил, которую мы обязаны выполнить».
Именно на базе «Лады» и будет создаваться перспективная серия усовершенствованных кораблей, говорит Игорь Вильнит. По его словам, корабль пятого поколения будет гораздо менее заметен, чем даже нынешние лодки. «Причем эта малозаметность коснется и тех физических полей, которым ранее уделялось сравнительно мало внимания, – подчеркивает глава «Рубина». – Что касается силовой установки, то она может быть нового типа, в том числе полностью электрической. Изменения могут коснуться и других подсистем, которые на кораблях пятого поколения могут изменить свой традиционный облик. Важным отличием нового поколения станет широкое использование необитаемых подводных аппаратов. Размеры лодок, как и ранее, определят требования к их характеристикам со стороны ВМФ России».Битва в ближней зоне Одним из элементов «реновации» 677-го проекта в будущей лодке нового типа станет применение воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ). Она должна продлить время непрерывного пребывания корабля в подводном положении. По информации «Рубина», экспортный вариант «Лады» – подводная лодка «Амур 1650» – уже предлагается в варианте с ВНЭУ, предусматривающем использование топливных элементов и переработки дизельного топлива для производства водорода (как топлива) непосредственно на борту. «Это хорошая перспектива для развития проекта», – уверен гендиректор ЦКБ МТ.Что интересно, корабли, которые будут строиться в комплектации с такой энергетической установкой, не нуждаются в больших переделках: речь идет лишь о врезке дополнительного отсека в серийный корпус.
Работу по созданию ВНЭУ ведет и Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит». Причем, по словам его генерального директора Владимира Дорофеева, речь идет об энергоустановке именно для неатомных субмарин. «Мы создали действующий стендовый образец. Например, он имитирует работу установки под водой по замкнутому циклу. Стенд должен подтвердить реальную работу установки при различных моделях эксплуатации, в том числе длительной», – отмечает Владимир Дорофеев.В целом у российских разработчиков подводной техники нет сомнений, что дизель-электрические субмарины будут и дальше востребованы флотом наравне с атомными кораблями. Тот же Игорь Вильнит отмечает, что если атомные стратегические ракетоносцы – морская составляющего нашего ядерного щита – представляют собой наиболее жизнеспособную составляющую ядерной триады, то эффективные противолодочные средства востребованы в ближней морской зоне.
«В отличие от США, Великобритании и Франции для нас важны закрытые и окраинные моря, такие как Баренцево, Охотское, Японское, где применять атомные лодки избыточно дорого и не всегда разумно, – отмечает глава «Рубина». – Здесь нужны компактные, скрытные и имеющие высокий поисковый потенциал неатомные подлодки, такие как «Лада». Кроме того, они нужны в Балтийском и Черном морях, имеющих статус безъядерных».О том, что развитие современных дизель-электрических подводных лодок дает стране, обладающей субмаринами этого класса, весомый аргумент в гипотетическом конфликте, написало не так давно и популярное американское издание The National Interest.
В своей статье с символичным названием «Они могут утопить ВМС США: смертоносные невидимые субмарины» автор публикации, эксперт Центра национальных интересов Гарри Дж. Казианис, отмечает, что новые дизель-электрические лодки разработкой проектов которых занимается Россия, «будут еще опаснее, чем существующие».В частности, как обращает внимание американский эксперт, новая воздухонезависимая энергетическая установка позволит лодке оставаться в подводном положении до 25 суток. По мнению автора публикации, ответить на этот новый вызов Военно-морские силы Соединенных Штатов должны в том числе путем строительства собственных дизель-электрических подлодок с акцентом на изготовление прежде всего «сверхтихих» образцов.



error: Контент защищен !!