Чем занимается руководитель по воспитательной работе. Вы стали заместителем директора по воспитательной работе. Изменения вокруг тебя …

Разделы: Социальная педагогика

Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца…

Микеланджело Буонарроти

Годы – это понятия точные, отформованные небесной механикой. Годы, прожитые семьей, не сверяются со звездными часами – они являются делом рук человеческих. И, когда мы говорим о прожитом, то имеем в виду не прошедшее время, а те события, которые выстаивали и облик семьи, и историю семьи. Что ж, наверное, в этом и состоит логика жизни: каждое поколение привносит в этот мир свой вклад, выстраивая ряд за рядом пирамиду цивилизации.

В семье есть нечто такое, что трудно сразу разглядеть, не вникнув глубоко в мир человеческих отношений, полный таинственных загадок, нередко скрытых от глаз. Большинство этих загадок так и не разгадано. Семья – это микрокосм всего мира. Проявления власти, интимности, независимости, доверия, навыков общения, существующих в ней, – ключ к разгадке многих явлений жизни. Если мы хотим изменить мир – нужно изменить семью.

Отношения в семье – это те нити, узы, связи, которые объединяют людей в единое целое. В нашем урбанизированном и индустриальном мире социальные институты должны быть экономичными, практичными, эффективными, а главное – человечными. Значение и воспитательную роль семьи как структурной единицы общества трудно переоценить. Ее микроклимат создает атмосферу, которая поддерживает интерес ребенка к творчеству, самореализации.

На сегодняшний день в обществе возникла необходимость для духовного, равноправного и заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Семья по отношению к школе выступает уже не только как потребитель и заказчик, но, и, что очень важно, как партнер. Поэтому, поднимая вопрос семейных ценностей в условиях общеобразовательного учреждения, в первую очередь нужно подразумевать неоценимую связь семьи и школы в одном общем деле – воспитании личности ребенка.

Хочется отметить, что именно наш округ признан лауреатом престижной национальной премии общественного признания “Семья России” среди субъектов Российской Федерации, церемония вручения которой прошла в Москве в Государственном Кремлевском дворце в мае текущего года. Поддерживая государственную политику в области пропаганды семьи, семейных ценностей, лучших традиций семейно-бытовой культуры, наша школа реализует основные направления работы с семьей, поставленные на современную основу. Данные отношения развиваются через систему гуманистических отношений детей, учителей, родителей и взаимосвязанную деятельность в единой воспитывающей среде. Все участники создают содружество взаимозаинтересованных в результатах этой деятельности индивидуумов. Отношения детей и взрослых приближаются по своему характеру к отношениям, свойственным хорошей семье.

Встав на путь создания “школы семейного общения”, мы почувствовали необходимость поиска не только новых форм работы с родителями, но и нового стиля взаимного доверия и сотрудничества, предполагающего единство целей, стратегии и тактики воспитания дома и в школе.

Поэтому целью данного проекта можно назвать содействие формированию нравственно ориентированной личности ребенка, обладающего коммуникативной культурой и стремящегося к реализации своих способностей, раскрытию и развитию индивидуальности при условии взаимовыгодного сотрудничества семьи и школы.

Для реализации данной цели определены следующие задачи :

– способствовать формированию нравственной позиции школьников;

– создать необходимые условия для проявления и развития индивидуальности каждого учащегося, его способностей;

– способствовать дальнейшему развитию отношений единства трех коллективов (“ядра воспитательной системы”): педагогического, ученического и родительского, где педагоги – управляющая подсистема, а ученики и родители – управляемая (и субъекты собственного развития) (см. схема воспитательной системы школы, рис.1 );

– содействовать развитию совместной деятельности детей и родителей в сфере досуга, тем самым способствуя возрождению национальных традиций семейного воспитания, приобщению детей к семейным истокам, изучению своей родословной, воспитанию нравственных и духовных начал личности и семейной общности;

– осуществлять социально-педагогическую поддержку трудных подростков путем вовлечения их в различные формы детского творчества и спорта, а также корректировку воспитания в отдельных семьях, особенно неблагополучных.

Основным показателем эффективности, действенности являются личность ребенка, его самочувствие в школе и дома, включенность в деятельность, его ценностные предпочтения. Одним из важных результатов взаимодействия педагогов, детей и родителей является воспитательное пространство, где царят добро, культ знаний, терпимость.

Для изучения эффективности школы семейного общения может быть использован следующий диагностический инструментарий : так, показателем воспитанности учащихся являются сформированность нравственной направленности, креативность личности, социальная адаптивность, развитость коммуникативной культуры; показателем сформированности благоприятного нравственно-психологического климата в школьном сообществе может быть эталонность школьного коллектива в восприятии его членов, удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.

Программа работы с неблагополучными семьями в МОУ “СОШ № 9” “Стратегия семьи”

Правовые основы индивидуально – профилактической работы с неблагополучными семьями в МОУ “СОШ № 9”

Основным документом, регламентирующим деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений в отношении несовершеннолетних и родителей, является Федеральный Закон Российской Федерации “Об основах системы безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних от 24.06.1999г. № 120-03.

Индивидуальную профилактическую работу выполняют:

  • органы управления социальной защиты населения в пределах своей компетенции в отношении родителей и их законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию или отрицательно влияющих на поведение несовершеннолетних, либо жесткого обращения с ними (подпункт 1п.1.ст.12).
  • учреждение социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям выявляет несовершеннолетних находящихся в социально опасном положении, осуществляют реабилитацию этих лиц (подпункт 1.2 п.5 ст. 13)
  • школа – выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а так же не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принимает меры по их воспитанию, а так же выявляет семьи в социально опасном положении и оказывает им помощь в обучении и воспитании детей (подпункт 2.3 п. 2 ст. 14)
  • подразделения по делам несовершеннолетних проводят индивидуальную работу в воспитании несовершеннолетних, а также их родителей и законных представителей, не исполняющих свои обязанности, отрицательно влияющих на их проведение либо жестоко обращаются с ними.

Общие положения

  1. В неблагополучных семьях складываются отношения, отрицательно влияющие на развитие ребенка, нарушаются его права.
  2. Неблагополучные семьи не могут самостоятельно решить проблемы воспитания детей, им необходима квалифицированная целенаправленная помощь.
  3. Дети из неблагополучных семей нуждаются в поддержке педагогов.

Роль преподавателей в работе с неблагополучными семьями

  1. Создание на занятиях благоприятных условий для усвоения учебного материала.
  2. Эмоциональная поддержка, создание ситуации успеха детям из неблагополучных семей.
  3. Организация поддерживающих занятий.

Работа социального педагога с неблагополучными семьями

  1. Создание банка данных о неблагополучных семьях и детях из данных семей, обучающихся в школе.
  2. Определение с помощью педагога– психолога причины неблагополучия.
  3. Планирование работы с данными семьями совместно с администрацией школы, классными руководителями, психологом, организатором по работе с семьей, инспектором.
  4. Выявление детей из неблагополучных семей, нуждающихся в поддержке и защите, совместно с органами опеки решать вопросы защиты прав ребенка.
  5. Совместно с завучем по воспитательной работе вовлекать детей из неблагополучных детей в кружки и секции по интересам.
  6. Создание неблагоприятной обстановки в группе вокруг ребенка из неблагополучной семьи.
  7. Установление отношений партнерства и сотрудничества с неблагополучной семьей.
  8. Работа с учащимися класса по повышению статуса ребенка из неблагополучной семьи.
  9. В случае необходимости быть инициатором активных действий по защите прав ребенка.

Развернутый план социально-педагогической работы с различными типами семей

  1. Семьи, в которых находятся опекаемые дети:
  2. Выявление детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
  3. Участие в обследовании условий жизни и воспитания детей.
  4. Контроль за здоровьем и оздоровлением детей.
  5. Поддержка семьи опекунов.
  6. Работа с учителями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям.
  7. Защита интересов опекаемых.
  8. Законодательное просвещение.
  9. Многодетные семьи:
  10. Содействие родителям в повышении качества выполнения ими воспитательных функций.
  11. Организация благотворительной помощи.
  12. Рекомендации по организации семейного досуга.
  13. Профориентационная работа.
  14. Законодательное просвещение.
  15. Неполные семьи:
  16. Оказание необходимой помощи в получении пособий.
  17. Психолого-педагогическое консультирование.
  18. Профилактика асоциально-аморального поведения.
  19. Организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (ГПД, благотворительная помощь).
  20. Законодательное просвещение.
  21. Проблемные семьи:
  22. Изучение динамики развития проблемы семьи.
  23. Общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье.
  24. Законодательное просвещение.

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей

Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.

Знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.

Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.

Изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, целей, ценностных ориентаций.

Изучение личностных особенностей членов семьи.

Составление карты семьи.

Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.

Составление программы работы с неблагополучной семьей.

Выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

Основные аспекты работы

1. Как выявить семьи группы повышенного риска.

Признаками социального неблагополучия могут быть:

  • неравный брак, конфликты между членами семьи, приемные родители, сожители или разведенный (одинокий) родитель;
  • условия жизни семьи: недостаток жилищной площади, безработица, социальная изоляция родителей;
  • нежеланный ребенок, трудновоспитуемый, неуправляемый, часто болеющий, имеющий физические недостатки.

2. Педагогическое просвещение родителей.

– диагностический этап, позволяющий выявить реально существующие проблемы семьи, ценностные ориентации родителей, уровень их культуры;

– консультативный, когда в беседе с вами родители определяют свои вопросы, проблемы, удобные для них формы и методы обучения (образовательный заказ);

– непосредственно процесс обучения, проходящий в различных формах, в соответствии с пожеланиями родителей;

– мониторинговый этап, помогающий проследить результаты обучения, понять, насколько они соответствуют пожеланиям и позитивному развитию родителей, семьи в целом.

3. Требования к педагогам, ведущим обучение родителей:

– умение создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу;

внимание к проблемам родителей, к их переживаниям;

– доступность изложения материала;

– способность к оказанию психологической поддержки;

– стимулирование положительного поведения родителей, их контактов со школой, детьми;

– способность видеть малейшие достижения, вселять веру в успех.

4. Как преодолеть отчуждение родителей от школы:

Примерная программа тематических родительских собраний:

4. 1. Эмоциональное включение родителей:

  • расширение эмоциональных контактов родителей с детьми;
  • развитие коммуникативной грамотности родителей (“Общение дома”);
  • развитие культуры чувств родителей (родительская любовь, забота друг о друге).

4.2. Правовые взаимодействия детей, родителей и школы:

  • изучение основных прав ребенка, взрослого;
  • разработка “Кодекса жизни школы” (что вы ждете от школы, какой хотели бы ее видеть);

Формы проведения собраний:

  • Беседы, лекции, деловые игры.

Положительный итог проведения таких собраний:

  • установление более тесного сотрудничества учителей и родителей;
  • активные предложения родителей о том, как расширить взаимодействие;
  • снижение конфликтных ситуаций в семьях.

Цикл родительских собраний по темам:

  • День рождения вашего ребенка.
  • Слова, которые мы произносим.
  • Учим ли мы наших детей любить?
  • Современный человек – поле проблем.
  • Мир ценностей современного человека.
  • Нравственные законы жизни.
  • Человек о своей жизни.
  • Взаимодействие людей друг с другом.
  • “Кодекс жизни школы” – каким ему быть?

5. Взаимодействие неблагополучной семьи с другими органами, организациями, специалистами:

– со структурами муниципальных органов власти (Управление образования, здравоохранения, социальной защиты населения. Центр занятости, Комитет по культуре и спорту, ГОВД, отдел профилактики правонарушений несовершеннолетних, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия по делам несовершеннолетних (КДН), детская комната милиции);

– с учреждениями, призванными помогать семьям (реабилитационный центр “Семицветье”, психолого-медико-педагогическая служба, Центр психолого-педагогической помощи семье и детям “Катарсис”, наркологический диспансер, Когалымская городская больница);

– со специалистами смежных отраслей (врачи, инспектора ОДН, работники УИИ, работниками коммунальных служб, педагогами дополнительного образования).

По организации деятельности начинающего заместителя директора школы по воспитательной работе )

г. Краснокаменск

Заместитель директора школы по воспитательной работе сегодня – это учитель учителей, посредник между наукой и практикой, умный стратег, талантливый организатор, методист, психолог, аналитик, духовный наставник.

Составитель: , методист ОРО и ИД

1. С чего начать работу?...................................................4

2. Должностные обязанности…………………………6

3. Документация………………………………………17

4. Правила деятельности руководителя…………….18

5. Способы планирования работы…………………..21

7. Примерный план традиционных мероприятий……28

Литература…………………………………………...31

1.С чего начать работу?

Выберите свой вариант начала работы.

1.Познакомлюсь со своими административными обязанностями, правами:

а) почитаю в литературе;

б) побеседую с директором;

в) побеседую с заместителями, имеющими стаж работы.

2. Составлю свою собственную модель деятельности заместителя директора.


3. Познакомлюсь с документацией, оставленной моими предшественниками.

11. Побываю в различных школах; изучу опыт коллег.

3.10. участвует в комплектовании школы, принимает меры по сохранению контингента обучающихся в кружках и т. п.;

3.11. контролирует соблюдение обучающимися Устава и Правил для учащихся школы;

3.12. участвует в подборе и расстановке педагогических кадров , организует повышение их квалификации и профессионального мастерства, руководит работой

методобъединений, повышают свою квалификацию;

3.13. вносит предложения по совершенствованию воспитательного процесса, участвует в работе педагогического совета школы;

3.14. принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников школы;

3.15. ведет, подписывает и передает директору школы табель учета рабочего времени непосредственно подчиненных ему педагогов и учебно-вспомогательного состава;

3.16. принимает меры к пополнению библиотеки учебно-методической и художественной литературой , журналами и газетами по профилю своей работы;

3.17. обеспечивает выполнение классными воспитателями, воспитателями, другими непосредственно подчиненными ему работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся; организует воспитательную работы

3.18. участвует в проведении административно-общественного контроля по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, в расследовании несчастных случаев , происшедших с работниками,

обучающимися;

3.19. оказывает методическую помощь классным воспитателям, руководителям групп, кружков, спортсекций, руководителям походов, экскурсий, трудовых объединений в организации общественно полезного, производительного труда и т. п., в том числе по вопросам обеспечения охраны труда обучающихся, предупреждения травматизма и других несчастных случаев;

3.20. инструктирует непосредственно подчиненных работников по вопросам охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности с оформлением соответствующей документации; составляет инструкции по технике безопасности для школьных кружков;

3.21 контролирует соблюдение и принимает меры по выполнению санитарно-гигиенических норм , требований, правил по охране труда, пожарной безопасности при проведении воспитательных мероприятий и работ с обучающимися вне образовательного учреждения;

3.22 организует с обучающимися и их родителями (лицами, их заменяющими) мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, воде и т. д.; организует вовлечение родителей в

проведение воспитательной работы с обучающимися, содействует созданию комплексной системы воспитания;

3.23 устанавливает и поддерживает связи школы с учреждениями дополнительного образования детей, другими организациями для совместной деятельности по внешкольному воспитанию;

3.24 соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;

3.25 проходит периодически бесплатные медицинские обследования;

4. Права

Заместитель директора школы по воспитательной работе имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. проверять работу непосредственно подчиненных работников; присутствовать на проводимых ими занятиях и мероприятиях; давать им обязательные для исполнения распоряжения (без права делать замечания во время проведения занятий и других мероприятий);

4.2. привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие воспитательный процесс, в порядке, установленном

Уставом школы, Правилами внутреннего распорядка школы;

4.3. вносить в необходимых случаях временные изменения в расписание занятий кружков и групп продленного дня, спортивных секций и т. п., отменять занятия, временно объединять группы для проведения совместных занятий;

4.4. требовать у работников необходимые сведения, документы, объяснения;

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов , должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, заместитель директора школы по воспитательной работе несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также

совершение иного аморального проступка заместитель директора школы по воспитательной работе может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса заместитель директора школы по воспитательной работе привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в стяги с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей заместитель директора школы по воспитательной работе несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Заместитель директора школы по воспитательной работе:

6.1. работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей

недели и утвержденному директором школы;

6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть, План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

6.3. представляет директору письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти;

6.4. получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.5. визирует приказы директора школы по вопросам организации воспитательной работы;

6.6. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы;

6.7. исполняет обязанности заместителя директора школы по учебной работе в период его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т. д.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде на основании приказа директора школы;

6.8. _(подпись)

С инструкцией ознакомлен(а): (расшифровка подписи)

3. Документация заместителя директора по воспитательной работе

1. Федеральные, областные, районные нормативные документы и методические рекомендации по организации воспитательного процесса.

2. Локальные акты по основным направлениям деятельности (правила поведения для учащихся, положения о МО классных руководителей , школьной форме, линейке, музее, органе ученического самоуправления, традиционных школьных конкурсах и соревнованиях - спартакиаде, выпускном вечере, праздниках первого и последнего звонка, конкурсах «Ученик года», «Класс года» и др.)

3. Концепция воспитательной системы ОУ

4. Программа воспитания.

5. Должностные обязанности зам. директора по ВР.

6. Должностные обязанности классных руководителей.

7. Социальный паспорт школы.

8. Списки классов.

9. Анализ воспитательной работы за предыдущий год.

10. Сводная карта, отражающая уровень воспитанности по классам.

11. План работы на учебный год.

12. План работы на каждую четверть.

13. Личный план заместителя директора по ВР

14. Тетрадь протоколов совещаний и семинаров классных

руководителей.

15. Тетрадь посещений внеурочных мероприятий в классе и в школе.

16. Планы работы в каникулы.

17. Планы работы объединений дополнительного образования.

18. Журналы работы объединений дополнительного образования.

19. Материалы работы с трудными учащимися (картотека, характеристика, план).

20. Сценарии праздников, сборов, вечеров.

21. Материалы работы органов ученического самоуправления.

22. Материалы по обобщению опыта работы лучших классных руководителей, педагогов дополнительного образования.

23. Журнал учёта поездок и экскурсий.

24. Журнал учёта туристических походов

25. Журнал учёта проведения спортивно - массовых мероприятий.

26. Журнал учёта массовых школьных мероприятий.

27. Журнал учёта достижений учащихся

4. Правила деятельности руководителя

Итак, Вы определили с чего целесообразнее начать работу, установили круг своих обязанностей, выяснили, какая документация необходима в работе. О чем же

еще стоит не забыть, чтобы успешно выполнять обязанности руководителя? Скорее всего, стоит подумать о правилах организации своей деятельности. Таких правил существует немало, об этом написано много умных книг. Какие же из правил станут Вашими, то есть теми, которыми Вы будете руководствоваться в работе?

Познакомьтесь с приведенными ниже высказываниями, попробуйте определить, какие из них показались Вам очень точными и Вы, скорее всего, будете придерживаться в своей работе изложенных в них положений, какие являются, по Вашему мнению, спорными, а к каким у Вас вообще возникло негативное отношение.

Работа Вашей мысли, естественно, закончится выработкой своих правил, которые на первых порах могут быть заимствованы у дру­гих, а возможно, кто-то и сам станет автором неповторимых мудрых правил руководителя. В работе, ориентированной на людей, есть только один ключ к успеху – доверие.

Доверяй, но проверяй.

Управлять - это значит:

а) предвидеть – изучать будущее и устанавливать программу действий;

б) организовывать – строить двойной организм предприятия:

материальный и социальный;

в) распоряжаться – приводить в действие персонал предприятия;

г) согласовывать – связывать и объединять, сочетать все действия и усилия;

д) контролировать – наблюдать, чтобы все происходило

сообразно установленным правилам и распоряжениям (Анри Файаль).

· Храни порядок и порядок сохранит тебя (Латинская формула).

· Все управление в конечном счете сводится к стимулированию активности людей (Ли Якокка – знаменитый американский менеджер).

· Кто хочет работать – ищет «средства», кто не хочет –

«причины» ().

· Кто кричит, того плохо слышно.

· Гнев есть кратковременное безумие (Гораций).

· Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо (Плутарх).

· Управлять поведением работников – это, прежде всего, управлять своим поведением.

· Руководители делятся не на молодых и старых, а на умных и дураков (народная мудрость)

8.Способы планирования работы

Хорошо спланировано – наполовину сделано.

Варианты планирования внеурочной деятельности

· Объективное – ищу объект (определяем объекты внеурочной деятельности, на освоение которых будут направлены усилия).

· Проблемное – определяем ведущие проблемы и виды деятельности , которые помогут решить существующие проблемы.

· По формам – в план включаем разнообразные формы деятельности.

· По интересам – определяем ведущие интересы педагогов и школьников и на их основе планируем деятельность

· По направлениям – определяем приоритетные направления деятельности и составляем план конкретных дел.

Возможно синтезировать все перечисленные варианты и планировать деятельность, учитывая каждый из вариантов.

Наглядное оформление плана

Табличное, графическое, рисунчатое, текстовое.

Временная ограниченность плана

Годовой, полугодовой, декадный, месячный, четвертной, недельный, ежедневный.

Планирование, как правило, начинается с определения целей и задач воспитательной работы и со сбора информации о возможностях их достижения. Прежде всего, процесс планирования начинается с анализа воспитательной работы за прошедший период.

Анализ – это выявление высоких или низких,

положительных или отрицательных результатов воспитательной работы, причин, приведших к успеху или неудаче, это определение путей развития успеха или преодоления недостатков в работе. В работе любого руководителя умение анализировать проявляется повседневно. Но особенно это важно при завершении периодов воспитательного процесса. Учебный год – один из таких периодов. В сборе и анализе информации может помочь творческая группа, в которую входят: руководитель МО классных руководителей, опытные и наиболее активные классные руководители. Они же помогают при составлении плана на новый учебный год.

Анализ воспитательной работы рекомендуем начать с анализа реализации целей и решения задач, затем проводится анализ событий, мероприятий по основным направлениям воспитательной работы школы: КТД, работа органов ученического самоуправления, патриотическое воспитание, спортивно-массовое и физкультурно-оздоровительное направление, развитие дополнительного образования, организация работы с родителями, состояние работы с подростками и семьями “группы риска”. При этом можно использовать критериально-ориентированный анализ, направленный на выявление основных показателей результативности воспитательной работы, гуманности воспитательных отношений, вовлеченности учащихся в жизнедеятельность коллектива, сформированности деловых и межличностных связей, эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процесса развития учащихся. Опыт

показывает, что облегчить написание анализа можно, обладая качественной, достоверной, надежной информацией о состоянии воспитательной работы. Поэтому сбор информации – весьма значительная часть анализа. При сборе информации рекомендуем использовать разные способы: педагогическое наблюдение, различные виды опросов учителей и учащихся, анкетирование (для этого применяем различные методики: “Коллективный портрет”, “Школьники и культура”, “Твоё отношение к знаниям”, “Моё отношение к школе”, “Учитель, ученик, коллектив”, “Удовлетворённость школьников жизнью”; “Атмосфера в школе” и др.), оперативный разбор проведенного мероприятия, справки по итогам проверок в рамках внутришкольного контроля, протоколы педагогических советов и заседаний МО классных руководителей, мониторинг участия школьников в районных, краевых и всероссийских конкурсах. Собранную информацию проанализировать, сравнить, обобщить, при необходимости оформить в виде различных таблиц, схем. И только после этого приступить к написанию анализа работы. Закончить анализ определением цели и воспитательных задач на новый учебный год, которые, в основном, вытекают из проведенного анализа. Целью воспитательной работы школы является (например ) создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе индивидуального и валеологического подхода, организации КТД во внеурочной деятельности в рамках

воспитательной системы школы.

При планировании воспитательной работы на новый учебный год нужно опираться на поставленные цели и задачи, традиции школы, особенности педагогического коллектива, интересы и потребности учащихся и родителей. Исходя из цели воспитательной работы школы, планируется деятельность по различным направлениям: КТД, патриотическое воспитание, развитие дополнительного образования, организация работы с родителями и другие. Так, если в школе сложилась традиционная система КТД:

· “День знаний”

    “День учителя” “Осенний бал” “День матери” Новогодние праздники Конкурсы к 23 февраля Праздники, посвященные женскому дню 8 Марта Смотр художественной самодеятельности Выставки прикладного и художественного творчества Вахта памяти ко Дню Победы “Последний звонок”

Собеседование с классными руководителями позволяет определить, какой вид деятельности привлекает их, какое мероприятие они смогли бы провести наиболее интересно. Поэтому при определении ответственных учитываются

пожелания педагогов и, конечно же, возрастная категория учащихся класса. При организации дополнительного образования в школе рекомендуем учитывать интересы детей. Например, если наиболее популярны среди учащихся среднего и старшего звена клуб “Компьютерные технологии”, клуб военно-патриотического воспитания “Корсар”, спортивные секции (их рейтинг на протяжении нескольких лет не падает), то они имеют место в системе дополнительного образования. Школьники, посещающие данные объединения, участвуют в школьных и районных выставках, награждаются дипломами и призами. В школе нет туристического объединения. Поэтому одной из задач на этот учебный год является (привести цитаты из анализа). Одним из источников сбора информации является контроль. Внутришкольный контроль необходим для того, чтобы своевременно получать, анализировать и оценивать информацию о процессе и результатах воспитательной деятельности, вносить коррективы в процесс развития воспитательных отношений, способствовать его оптимальному протеканию. При планировании внутришкольного контроля по вопросам воспитательной работы, в первую очередь, исходить из анализа работы. Так, в анализе воспитательной работы за прошлый учебный год указано (например) , что классными руководителями недостаточно проводилась работа по профессиональной ориентации школьников, а так же не все классные руководители в полной мере опирались в процессе организации воспитательной работы в классе на органы ученического самоуправления. Исходя из этого, данные направления в работе классных руководителей

подлежат проверке в этом учебном году. Внутришкольный контроль в текущем году (например ) включает в себя комплексную проверку “Деятельности социальной службы школы”, а также тематические: классно-обобщающий контроль в 5-ых и 10 классах , тематически-обобщающие, изучающие состояние работы в объединениях дополнительного образования (наполняемость групп, качество учебно-воспитательного процесса), организацию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и другие. Многие из вопросов, подлежащих проверке, выносятся на совещание при директоре, другие - на МО классных руководителей. Кроме того, один педсовет в учебном году посвящается рассмотрению вопросов воспитательной работы школы. Исходя из цели воспитательной работы, тема педсовета (например ) определена так: “Деятельность педагогического коллектива в области социализации обучающихся”.

Среди многочисленных функциональных обязанностей зам. директора по ВР немаловажное значение имеет организация методической помощи классным руководителям, педагогам дополнительного образования, социальному педагогу. Рекомендуем планирование методической работы с педагогами начинать с диагностико-аналитической деятельности. Учить методике воспитательной работе можно лишь на основе изучения профессиональных затруднений каждого педагога, нужно знать и сильные его стороны, его

возможности, особенности, склонности и увлечения. Знакомство с опытом воспитательной работы классных руководителей можно организовать через собеседование с ними, наблюдение, анкетирование. Исходя из полученных данных, планировать работу: с одними педагогами – индивидуально, с другими – в микрогруппах. Некоторые вопросы выносить на заседания МО классных руководителей. Тематику заседаний МО определять, исходя из проблем, выявленных в ходе анализа воспитательной работы школы. Так, при организации методической работы оказывается помощь педагогам в повышении профессионального мастерства по вопросам воспитания детей. Опыт классных руководителей, педагогов дополнительного образования обобщается. Педагоги делятся своим опытом работы на МО классных руководителей, на тематических педсоветах по вопросам воспитательной работы (выступают по различным направлениям воспитательной работы в классе, по темам самообразования).

9.Примерный план традиционных мероприятий:

Мероприятия

Сроки

Ответственные

День знаний

сентябрь

Зам. директора по ВР

Классный рук-кл.

Конкурс худ. самодеятельности «Золотая осень»

Зам. директора по ВР

День учителя

Зам. директора по ВР

Классный руководитель 9 кл.

Осенний бал, Осенний КВН,

День урожая, Конкурс рисунков «Осень золотая»

Зам. директора по ВР

Классные руководители

Дни здоровья

ежемесячно

Учителя физ. культуры

Новогодние праздники

Зам. директора по ВР

Классные руководители

Вечер встречи с выпускниками

Зам. директора по ВР

Классный рук-кл.

Преподаватель музыки

День Победы

«Поклонимся Великим тем годам!»

Зам. директора по ВР

Кл. руководители

Учителя физ. культуры

Последний звонок

Зам. директора по ВР

Классные руководикл.

Выпускной вечер

Зам. директора по ВР

Кл. рук.11 кл.

Литература

1. Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе №5, 2008г.

2. Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе №8, 2008г.

3. . Программирование воспитательного процесса. Методическое пособие. М., 2003 г.

Документация заместителя директора по воспитательной работе.

Первая группа документов «Деятельность завуча»

Циклограмма работы заместителя директора по воспитательной работе на год, месяц, неделю;

Графики посещения внеклассных мероприятий на месяц, на неделю;

Анализ посещённых уроков и внеклассных мероприятий;

Планирование консультаций и собеседований с классными руководителями;

График проведения классных часов;

Планирование внутришкольного контроля по воспитательной работе, аналитические отчёты и протоколы ВШК;

Памятки для педагогов по различным видам деятельности;

Планы работы на каникулах всех служб школы;

Планы работы детских организаций;

Результаты участия учащихся школы в мероприятиях города, района, области.

Вторая группа документов «Методическая работа».

Положение о классном руководителе;

Положение о методическом объединении классных руководителей и его функциях;

Состав МО классных руководителей;

Планирование работы МО классных руководителей;

График проведения заседаний, протоколы;

Материалы, отражающие результативность работы МО классных руководителей;

Теоретические выступления, внеклассные мероприятия, результаты диагностики;

Положение о конкурсе «Классный руководитель года», материалы участия в конкурсах;

Отчёты классных руководителей по всем направлениям организации воспитательного процесса.

Третья группа документов «Папка классного руководителя»

Список учащихся класса;

Список актива класса, поручения учащихся класса;

Участие в кружках, секциях, клубах;

Состояние здоровья учащихся класса;

Одарённые учащиеся и результаты их достижений;

Результаты изучения нравственной воспитанности учащихся класса;

Проблемные учащиеся и проблемные семьи;

Материалы организации дел в классе;

Работа по самообразованию и совершенствованию педагогического мастерства классных руководителей.

Четвёртая группа документов « Сотрудничесто с психологом и социальным педагогом».

Проблемные учащиеся и их семьи;

Материалы консультаций. Собеседований с проблемными семьями и их детьми;

Протоколы заседаний совета профилактики;

График проведения консультаций для учащихся и родителей;

Материалы семинаров классных руководителей;

Выступления на педсоветах и совещаниях;

Планирование деятельности социального педагога и психолога на год, четверть, неделю;

План мероприятий по преодолению вредных привычек у учащихся;

Отчёты психолога и социального педагога по результатам их деятельности;

Материалы их выступлений на родительских собраниях.

Рейды «Подросток» совместно с комиссией по делам несовершеннолетних.

Пятая группа документов «Сотрудничество с общественными организациями».

Анализ социума микрорайона;

Общественные организации, с которыми школа имеет контакт,

План мероприятий и сотрудничества с общественными организациями;

Фото- и видео материалы результатов деятельности;

Шестая группа документов «Работа с родителями».

План мероприятий с родителями;

Родительский всеобуч, консультации для родителей;

Наблюдения, консультации школьного психолога.

Седьмая группа документов.

Должностные обязанности всех категорий педагогов, занимающихся воспитанием.

Восьмая группа документов.

Планы работы на год, месяц, неделю.

Контроль за выполнением планов.

Девятая группа документов.

Работа с учреждениями дополнительного образования.

Планирование кружков, секций, клубов;

График заседания кружков, секций, клубов.

Десятая группа документов.

Входящая и исходящая документация.

Одиннадцатая группа документов.

Воспитательная система школы.

Воспитательная система класса.

Двенадцатая группа документов. «Молодые классные руководители».

Как провести первое родительское собрание;

Как правильно и грамотно оформить классный журнал;

Как провести первую встречу с учащимися;

Какие сведения об учащихся необходимо иметь классному руководителю;

Требования к написанию плана воспитательной работы;

Каким должен быть дневник классного руководителя и т. д.

Примерная циклограмма рабочей недели заместителя директора

по воспитательной работе.

Дни недели

Планирование

работы, контроль

Работа с акти -

ческая работа

Работа с родителями

Индивидуальная работа с учащимися

советы, совеща -

Сотрудничество с другими организация

Виды планов.

1.Перспективный план на учебный год.

2.Календарный план.

Воспитательная работа отражена на календарный год.

3.Планы работы классных руководителей.

4.Планы клубов по интересам.

5.Планы детской организации.

6.Планы старшей вожатой.

7.Планы органов ученического самоуправления.

8.Планы методических объединений всех уровней.

9.Планы заместителя директора по воспитательной работе.

10.План библиотеки

11.План работы музея

12План работы воспитателей группы продлённого дня

При планировании учитывать принцип научности, конкретности, оптимальности, системности, индивидуальности.

Утверждаю

[организационно-правовая форма, [подпись, Ф. И. О., должность

Наименование организации, руководителя или иного должностного

Предприятия] лица, уполномоченного утверждать

Должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция

заместителя директора школы по воспитательной работе

[наименование образовательного учреждения]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора с заместителем директора школы по воспитательной работе и в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Заместитель директора школы по воспитательной работе относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется с нее приказом директора школы, которому он непосредственно подчиняется в своей работе.

1.2. На должность заместителя директора школы по воспитательной работе назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы на педагогических и руководящих должностях не менее [вписать нужное] лет.

1.3. В своей деятельности заместитель директора школы по воспитательной работе руководствуется Конституцией РФ, законами, регулирующими вопросы воспитания и образования обучающихся, Уставом образовательного учреждения, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной инструкцией. Заместитель директора школы по воспитательной работе соблюдает Конвенцию о правах ребёнка.

1.4. На период временного отсутствия заместителя директора школы по воспитательной работе его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по учебно-воспитательной работе или педагога из числа наиболее опытных работников.

2. Функции

2.1. Основными направлениями деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе являются:

Организация внеклассной и внешкольной воспитательной работы с учащимися;

Методическое руководство воспитательным процессом;

Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности во внеклассной и внешкольной работе с учащимися.

3. Должностные обязанности

Заместитель директора школы по воспитательной работе выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Организует текущее и перспективное планирование внеклассной и внешкольной работы с обучающимися и ее проведение.

3.2. Координирует работу воспитателей, классных воспитателей, старшего вожатого и других непосредственно подчиненных ему работников.

3.3. Организует и координирует разработку необходимой учебно-методической документации.

3.4. Осуществляет систематический контроль за качеством воспитательного процесса, работой кружков, групп продленного дня и проведением внешкольных мероприятий; посещает внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия кружков и групп продленного дня (не менее 180 часов в учебный год), анализирует их форму и содержание, доводит результаты анализа до сведения педагогов.

3.5. Организует просветительскую работу для родителей, принимает родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации воспитательного процесса.

3.6. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных воспитательных программ и технологий.

3.7. Совместно с заместителем директора по учебно-воспитательной работе составляет расписание занятий групп продленного дня и других видов воспитательной и культурно-досуговой деятельности, обеспечивает качественную и своевременную замену уроков временно отсутствующих воспитателей и других непосредственно подчиненных педагогов.

3.8. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации, контролирует правильное и своевременное ведение воспитателями, классными руководителями, старшим вожатым, другими педагогами классных журналов, журналов групп продленного дня и другой документации.

3.9. Оказывает помощь коллективам обучающихся в проведении культурно-просветительных и оздоровительных мероприятий.

3.10. Участвует в комплектовании школы, принимает меры по сохранению контингента обучающихся в кружках.

3.11. Контролирует соблюдение учащимися Правил поведения в школе и Устава школы.

3.12. Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства, руководит работой методических объединений, повышает свою квалификацию.

3.13. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников школы.

3.14. Вносит предложения по совершенствованию воспитательного процесса, участвует в работе педагогического совета школы.

3.15. Ведет, подписывает и передает директору школы табель учета рабочего времени непосредственно подчиненных ему педагогов и учебно-вспомогательного состава.

3.16. Принимает меры по пополнению библиотеки учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами по профилю своей работы.

3.17. Обеспечивает выполнение классными руководителями, другими непосредственно подчиненными ему работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся; организует воспитательную работу, добровольный общественно-полезный труд обучающихся в строгом соответствии с нормами и правилами охраны труда.

3.18. Участвует в проведении административно-общественного контроля по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, в расследовании несчастных случаев, происшедших с работниками, обучающимися.

3.19. Оказывает методическую помощь классным руководителям, руководителям групп, кружков, спортивных секций и др., в том числе по вопросам обеспечения охраны труда обучающихся, предупреждения травматизма и других несчастных случаев.

3.20. Организует с учащимися и их родителями мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, воде и т. д.; организует вовлечение родителей в проведение воспитательной работы, содействует созданию комплексной системы воспитания.

3.21. Устанавливает и поддерживает связь школы с учреждениями дополнительного образования детей, другими организациями для совместной деятельности по внешкольному воспитанию.

4. Права

Заместитель директора школы по воспитательной работе имеет право:

4.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

4.2. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

4.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

4.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

4.5. Осуществлять взаимодействие с руководителями структурных служб образовательного учреждения, получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

На педагогическом совете протокол №___

От «___» __________ 20___ г.

Директор МБОУ «Сростинская СОШ им. В.М.Шукшина»

«___» __________ 20___ г.

заместителя директора по учебно-воспитательной работе

Настоящая должностная инструкция разработана на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. №761н.

1.1. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе назначается и освобождается с должности директором Школы.

На период отпуска и временной нетрудоспособности заместителя директора его обязанности могут быть возложены на другого заместителя директора. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора лицея, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.2. Заместитель директора должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

1.3. Заместитель директора Школы подчиняется непосредственно директору Школы.

1.4. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – один из руководителей образовательной организации, отвечающий за вопросы организация разработки и реализации образовательной программы средней (старшей) ступени общеобразовательного учреждения в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), организации информационно-методического и кадрового обеспечения образовательного процесса, осуществления методических связей и делового партнерства образовательной организации.

1.5. Заместитель директора должен знать:

приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;

Конвенцию о правах ребенка; педагогику; психологию; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию; основы физиологии, гигиены;

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;

теорию и методы управления образовательными системами;

современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения, системно-деятельностный подход в образовании;

методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);

методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

основы экономики, социологии;

способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации;

гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных организаций и органов управления образованием различных уровней;

основы менеджмента, управления персоналом; основы управления проектами;

правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

правила по охране труда и пожарной безопасности.

Основными направлениями деятельности заместителя директора Школы по учебно-воспитательной работе являются:

2.1. организация учебно-воспитательного процесса в Школе, руководство им и контроль за развитием этого процесса;

2.2. руководство деятельностью педагогического коллектива образовательного учреждения в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;

2.2. методическое руководство педагогическим коллективом;

2.3. профессиональная подготовка учителей;

2.3. обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе;

2.4. контроль условий, процессов и результатов образовательной деятельности на средней (старшей) ступени образовательной организации;

3. Должностные обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе :

Организует учебно-воспитательную работу в Школе в соответствии с требованиями ФГОС основного общего и среднего (полного) общего образования, процесс разработки и реализации проекта модернизации образовательной системы общеобразовательного учреждения в соответствии с ФГОС.

Определяет необходимые изменения в учебном плане Школы в соответствии с требованиями ФГОС.

Разрабатывает план-график реализации стандарта нового поколения в образовательном процессе Школы.

Разрабатывает календарный учебный график работы образовательной организации.

Организует текущее и перспективное планирование деятельности образовательного учреждения.

Координирует деятельность по разработке единичных проектов по модернизации образовательной системы на средней и старшей ступени Школы.

Принимает участие в проектировании и введении в действие организационного механизма управления реализацией проекта модернизации образовательной системы основной ступени общеобразовательной организации в соответствии с ФГОС, включающего в себя:

контроль хода разработки и реализации системы единичных проектов;

анализ состояния работ по комплексному проекту;

выработку решений по корректировке планов;

обеспечение подготовки к ГИА и проведение итоговой аттестации обучающихся девятых и одиннадцатых классов в соответствии с образовательным стандартом нового поколения;

осуществление работы с родителями (законными представителями) по выявлению образовательных потребностей и запросов, консультирование родителей (законных представителей) по вопросам организации учебной и внеучебной деятельности.

Осуществляет реализацию программы развития образовательной Школы, образовательной программы Школы, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, календарного учебного графика Школы.

Является ответственным за внедрение в практику работы Школы портфолио как метода оценивания; информирует педагогический коллектив о мероприятиях, участие в которых гарантирует пополнение содержания портфолио.

Участвует в разработке локальных актов, обеспечивающих нормативно-правовую базу углубленного, предпрофильного и профильного обучения в Школы.

Осуществляет профилактику организационных конфликтов в образовательной деятельности, участвует в их разрешении.

Осуществляет контроль выполнения учебного плана; анализ соответствия новому стандарту: содержания имеющихся предметных образовательных программ; имеющихся условий реализации образовательной программы; имеющихся способов и организационных механизмов контроля образовательного процесса и оценки его результатов (мониторинга); определяет необходимые изменения.

Определяет способы реализации и организует условия учебной и внеучебной деятельности школьников на средней (старшей) ступени обучения.

Составляет расписание факультативов и спецкурсов, контролирует их проведение педагогическими работниками Школы.

Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся; ведением учителями лицея классных журналов и журналов спецкурсов и другой установленной отчетной документации.

Осуществляет контроль за качеством образовательного (учебно-воспитательного) процесса, объективностью оценки результатов образовательной деятельности обучающихся, работой спецкурсов и факультативов, обеспечением уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований.

Оказывает помощь обучающимся в проведении культурно-просветительских и оздоровительных мероприятий.

Организует работу по подготовке и проведению экзаменов.

Разрабатывает и проводит мониторинговые исследования по направлениям:

качество преподавания и организация процесса обучения;

работа с родителями и их удовлетворенность образовательными услугами, предоставляемыми Школой;

посещение обучающимися занятий;

уровень развития учащихся и состояние успеваемости;

взаимодействие с внешней средой;

анализ конечных результатов функционирования Школы;

подготовка к государственной итоговой аттестации;

условия достижения показателей качества образования и др.

Осуществляет комплектование и принимает меры по сохранению контингента обучающихся в Школе.

Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров.

Своевременно повышает свою квалификацию.

Обеспечивает своевременное составление, утверждение, представление отчетной документации.

Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса и управления образовательной организацией.

Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников образовательной организации.

Организует в Школе исследовательские проекты среди обучающихся, предметные олимпиады, конкурсы для учащихся 5-11 классов.

Осуществляет контроль за состоянием медицинского обслуживания обучающихся.

Составляет на основании полученных от медицинского учреждения материалов списки лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам с указанием фактора, по которому установлена необходимость проведения периодического медицинского осмотра.

Ведет, подписывает и передает директору Школы табель учета рабочего времени непосредственно подчиненных ему педагогов и учебно-вспомогательного состава.

Проводит совместно с профкомом и заместителем директора по административно-хозяйственной работе административно-общественный контроль безопасности использования, хранения учебных приборов и оборудования, химических реактивов, наглядных пособий, школьной мебели; своевременно принимает меры к изъятию химических реактивов, учебного оборудования, приборов, не предусмотренных типовыми перечнями, в том числе самодельного, установленного в мастерских, учебных и других помещениях без соответствующего акта-разрешения, приостанавливает образовательный процесс в помещениях образовательной организации, если там создаются опасные условия здоровью работников, обучающихся.

Выявляет обстоятельства несчастных случаев, происшедших с обучающимися Школы.

Поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе.

Посещает уроки и другие виды учебных занятий, проводимых педагогическими работниками Школы (не менее 180 часов в учебный год), анализирует их форму и содержание, доводит результаты анализа до сведения педагогов.

Участвует в проведении учебно-методических семинаров, педагогических советов.

Организует работу по соблюдению в образовательном процессе норм и правил охраны труда, выполняет обязанности по охране труда в соответствии с «Основными положениями ОСТ-01-2001», введенными в действие приказом Министерства образования РФ от 14.08.2001 № 2953; своевременно проходит обязательные периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры.

Обеспечивает контроль за безопасностью используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения.

Контролирует соблюдение обучающимися Правил для учащихся.

Организует просветительскую работу для родителей (лиц, их заменяющих).

Принимает родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации учебно-воспитательного процесса и научно-методического обеспечения образовательной деятельности.

Соблюдает Устав и Правила внутреннего трудового распорядка Школы, иные локальные правовые акты образовательной организации.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе имеет права, предусмотренные ТК РФ, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательной организации, Уставом Школы, коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.

Заместитель директора имеет право на принятие решений, обязательных для выполнения учащимися и педагогическими работниками Школы, и принятие мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом Школы.

жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса;

неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка Школы, законных распоряжений директора Школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, заместитель директора несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством (ст.192 ТК РФ);

за уровень квалификации педагогических работников Школы, реализацию образовательной и учебных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а так же совершение иного аморально поступка, заместитель директора может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством (ст.336, п.2 ТК РФ);

виновное причинение лицею или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей заместитель директора несёт материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством;

за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего распорядка Школы, законных распоряжений директора Школы и иных локальных нормативных актов; за грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

обработку персональных данных обучающихся и работников образовательного учреждения в соответствии со ст. 90 ТК РФ.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Заместитель директора Школы по учебно-воспитательной работе:

6.1. работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором Школы;

6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и учебный модуль; план работы утверждается директором Школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

6.3. представляет директору письменный отчет о своей деятельности (проблемный анализ) объемом не более десяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании учебного года;

6.4. получает от директора Школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.5. визирует приказы директора Школы по вопросам организации учебно-воспитательного процесса;

6.6. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками Школы, заместителями директора Школы; Координационным советом по введению ФГОС нового поколения;

6.7. в каникулярный период, не совпадающий с отпуском работника, в период отмены для обучающихся учебных занятий, изменения режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям привлекается к педагогической, методической и иным видам работ, в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки;

6.8. исполняет обязанности директора Школы в период его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.); исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и Уставом Школы на основании приказа директора или приказа руководителя муниципального органа управления образованием;

6.9. передает директору информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.

Prom-Nadzor.ru

Вы здесь

Должностная инструкция заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе

наименование организации, предприятия]

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного

должностного лица, уполномоченного утверждать

[число, месяц, год]

Должностная инструкция заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Завуч относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность завуча назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

1.3. На должность завуча в соответствии с требованиями ст. 351.1 ТК РФ назначается лицо, не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лица, уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

1.4. Завуч должен знать:

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— Конституцию Российской Федерации;

— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;

— Конвенцию о правах ребенка;

— достижения современной психолого-педагогической науки и практики;

— основы физиологии, гигиены;

— теорию и методы управления образовательными системами;

— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

— основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

— основы экономики, социологии;

— способы организации финансово-хозяйственной деятельности школы;

— гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных организаций и органов управления образованием различных уровней;

— основы менеджмента, управления персоналом;

— основы управления проектами;

— правила внутреннего трудового распорядка школы;

— правила по охране труда и пожарной безопасности;

1.5. Завуч назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Функции

2.1. Основными направлениями деятельности завуча являются:

— организация учебно-воспитательного процесса в школе, руководство им и контроль за развитием этого процесса;

— методическое руководство педагогическим коллективом;

— обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе.

3. Должностные обязанности

3.1. Организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива.

3.2. Координирует работу учителей и других педагогических работников по выполнению учебных планов и программ.

3.3. Организует и координирует разработку необходимой учебно-методической документации.

3.4. Осуществляет систематический контроль за качеством образовательного процесса и объективность оценки результатов образовательной подготовки обучающихся, работы кружков и факультативов; посещает уроки и другие виды учебных занятий, проводимых педагогическими работниками школы (не менее 180 часов в учебный год), анализирует их форму и содержание, доводит результаты анализа до сведения педагогов.

3.5. Организует работу по подготовке и проведению экзаменов.

3.6. Организует просветительскую работу для родителей, принимает родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации учебно-воспитательного процесса.

3.7. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий.

3.8. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся.

3.9. Составляет расписание учебных занятий и других видов образовательной деятельности, обеспечивает качественную и своевременную замену уроков временно отсутствующих учителей, ведет журнал учета пропущенных и замещенных уроков.

3.10. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации, контролирует правильное и своевременное ведение педагогами классных журналов, другой документации.

3.11. Участвует в комплектовании школы, принимает меры по сохранению контингента обучающихся.

3.12. Контролирует соблюдение обучающимися Правил для учащихся.

3.13. Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства, руководит работой методических объединений, повышает свою квалификацию.

3.14. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса, участвует в работе педагогического совета школы.

3.20. Разрешает проведение образовательного процесса с обучающимися при наличии оборудованных для этих целей учебных помещений, отвечающих правилам и нормам безопасности жизнедеятельности и принятых по акту в эксплуатацию.

3.21. Организует с участием заместителя директора по административно-хозяйственной работе своевременное и качественное проведение паспортизации учебных кабинетов, мастерских, спортзала, а также подсобных помещений.

3.22. Составляет на основании полученных от медицинского учреждения материалов списки лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам с указанием фактора, по которому установлена необходимость проведения периодического медицинского осмотра.

3.23. Организует разработку и периодический пересмотр не реже 1 раза в 5 лет инструкций по охране труда, а также разделов требований безопасности жизнедеятельности в методических указаниях по выполнению практических и лабораторных работ.

3.24. Контролирует своевременное проведение инструктажа обучающихся и его регистрацию в журнале.

3.25. Совместно с заместителем директора школы по воспитательной работе определяет методику, порядок обучения правилам дорожного движения, поведения на воде и улице, пожарной безопасности, осуществляет проверку знаний обучающихся.

3.26. Проводит совместно с профкомом (профкомами) административно-общественный контроль безопасности использования, хранения учебных приборов и оборудования, химических реактивов, наглядных пособий, школьной мебели. Своевременно принимает меры к изъятию химических реактивов, учебного оборудования, приборов, не предусмотренных типовыми перечнями, в том числе самодельного, установленного в мастерских, учебных и других помещениях без соответствующего акта-разрешения, приостанавливает образовательный процесс в помещениях образовательной организации, если там создаются опасные условия здоровью работников, обучающихся.

3.27. Выявляет обстоятельства несчастных случаев, происшедших с работающими, обучающимися.

3.28. [Другие должностные обязанности].

4. Права

Завуч имеет право:

4.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

4.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

4.3. Вносить на рассмотрение руководителя образовательной организации предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, замечания по деятельности отдельных работников.

4.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

4.5. Осуществлять взаимодействие с руководителями структурных служб образовательной организации, получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.6. Вести переписку с организациями по вопросам, входящим в его компетенцию.

4.7. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4.8. Присутствовать на любых занятиях, проводимых с учащимися школы (без права входить в класс после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в течение занятий).

4.9. Вносить в необходимых случаях временные изменения в расписание занятий, отменять занятия, временно объединять группы и классы для проведения совместных занятий.

4.10. Повышать свою профессиональную квалификацию.

4.11. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

5. Ответственность

Завуч несет ответственность:

5.1. За нарушение устава образовательной организации.

5.2. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.3. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.4. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].



Должностная инструкция заместителя директора по воспитательной работе разрабатывается сотрудником отдела кадров или лицом, ответственным за охрану труда в организации, и утверждается ее руководителем. О том, как правильно составить должностную инструкцию для этого сотрудника, расскажем в статье.

Должностная инструкция заместителя директора по воспитательной работе



Текст должностной инструкции, как правило, включает в себя несколько разделов:

Для справки: в некоторых случаях работодатели желают, чтобы сотрудник, который отвечает за работу с детьми, знал текст Конвенции о правах ребенка, которая была принята ООН 20.11.1989. В этом случае желательно не только представить ему этот документ для ознакомления, но и получить подпись служащего, подтверждающую прочтение.

Нами приведен примерный план должностной инструкции. Так как законодатель не устанавливает требований к содержанию инструкции заместителя директора по воспитательной работе и ее содержание остается на усмотрение руководителя организации и лиц, ответственных за составление документа, любой из описанных выше разделов может быть как изменен, так и попросту исключен.

Должностные обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе

В рамках должностной инструкции работника, который ответственен только за воспитательный процесс в учебном заведении, рассматривается довольно узкий круг обязанностей. Однако в штате образовательных организаций куда чаще встречается заместитель директора по учебно-воспитательной работе (в просторечии - завуч), круг должностных обязанностей которого заметно шире.

Все должностные обязанности, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса, можно разделить на несколько групп:

  1. Обеспечение методической составляющей обучения. Завуч обязан составлять, утверждать и корректировать при необходимости учебные планы для обучающихся. Важное условие - оперативность коррекции, которая может быть связана с изменением ситуации в учебном заведении или в стране. Например, при введении дополнительного урока в связи с каким-либо ЧП (террористическим актом, стихийным бедствием и т. п.).
  2. Координация работы педагогического коллектива. Заместитель директора вправе посещать уроки, кружки и внеклассные занятия с целью проведения контроля за работой учителя. Кроме этого на нем лежит ответственность за проведение своевременной аттестации педагогов и их обучение с целью повышения квалификации.
  3. Планирование. Речь идет о текущих и перспективных планах, которые должны быть составлены заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждены директором учреждения.
  4. Обеспечение учебного процесса. Это относится не только к практической части (предоставление учебных материалов, планов, пособий и т. д.), но и к материальной (обустройство классных комнат, создание условий для творчества и т. д.).
  5. Своевременное представление отчетности.

Перечень должностных обязанностей завуча, так же как и заместителя по воспитательной работе, может подлежать корректировке. Главное, как можно более детально прописать положения данного раздела должностной инструкции, чтобы у работника не возникало вопросов по поводу того, что входит в его компетенцию.

Ознакомление заместителя с должностной инструкцией должно быть подтверждено его подписью. При внесении изменений в документ сотрудник также должен с ними ознакомиться и подтвердить согласие подписью, т. к. в противном случае изменения не будут иметь юридической силы.

Должностная инструкция заместителя директора по воспитательной работе



Должностная инструкция заместителя директора по воспитательной работе.

1. Общие положения

1.1.Настоящая должностная инструкция определяет обя­занности, права и ответственность заместителя директора по воспитательной работе. Заместитель директора по воспитательной работе относится к категории руководителей, определяющих стратегию и тактику развития школы, осуще­ствляющих функции планирования работы педагогического коллектива, организации, мотивации и контроля его профессиональной деятельности.

1.2.На должность заместителя директора по воспитательной работе курирующего внеурочную работу назначается лицо, имеющее высшее педаго­гическое образование, высокую мотивацию к воспитательной деятельности и положительный опыт её осуществления в школе или ином образовательном учреждении.

1.3. Заместитель директора по воспитательной работе курирующий внеурочную работу назначается на должность и освобождается от должности при­казом директора школы.

1.4.На период отпуска или временной нетрудоспособнос­ти заместителя директора по воспитательной работе курирующего внеурочную работу его обязанности могут быть возложены (на основании приказа директора школы) на заместителя директора школы по учебно-вос­питательной работе или педагога-организатора.

1.5. Заместитель директора по воспитательной работе курирующий внеурочную работу подчиняется непосредственно директору школы.

1.6. Заместителю директора по воспитательной работе курирующего внеурочную работу подчинены: педагог-организатор, педагоги дополнительного образования, воспитатели группы продлённого дня, педагоги, реализующие программы (или отдельные их модули) организации внеурочной деятельности.

1.7.Заместитель директора школы должен знать:

нормативные акты, регламентирующие деятельность школы и работающих в ней педагогов; Конвенцию о правах ребёнка. теорию управления школой; теорию трудовой мотивации; этику делового и межличностного общения; педагогику;общую, возрастную и социальную психологию; возрастную физиологию;образовательные программы школ, программы организации внеурочной деятельности школьников, программы дополнительного образования детей и правила их разработки; передовой отечественный и зарубежный опыт организации воспитательного процесса; основы законодательства о труде и правила внутреннего трудового распорядка; правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

2.1.Осуществлять проблемно ориентированный анализ организации внеурочной деятельности школьников и сбор необходимой для этого информации.



error: Контент защищен !!